online

Приобщение к чуду

КУЛЬТУРА

«Наша Среда online»Международный художественный симпозиум «Байкал-КераМистика-2019» прошёл при поддержке Фонда президентских грантов с 28 июня по 12 июля 2019 в посёлке Хужир Иркутской области. Организатор — Байкальский центр керамики и скульптуры.

Байкальский центр керамики и скульптуры создан при поддержке Фонда президентских грантов, Школы керамики AngryPoterSchool, компании Акцент-керамика, компании Керамистам.ру. Я повстречался с одним из участников симпозиума “Байкал-КераМистика-2019” Ваграмом Галстяном.

Одна из первых легенд рассказывает о том, откуда вообще появилось озеро Байкал. Давным-давно произошло сильнейшее землетрясение. Земля развалилась, и снизу появилось всепожирающее пламя. Огонь уничтожал все на своем пути. Люди молились всем богам, чтобы остановить пламя, и отчаянно взывали: “Бай гал!- бай-гал!” что на бурятском означает Огонь, остановись!). Чудесным образом огонь угас; а возникшая трещина заполнилась водой”.

“Остров Ольхон, где проводился симпозиум, является Местом Силы, местом, где обитают Духи, духи-хранители, тэнгери. По старинным преданиям именно с острова Ольхон берёт своё начало бурятский народ. Здесь же находится и сакральный центр Байкала – мыс Бурхан” – рассказывает Ваграм Галстян.

У каждой достопримечательности острова Ольхон есть своя легенда. Есть гора Ижим, где обитают духи, которым служит медведь с белой меткой на груди, есть мыс Хобой, напоминающий женскую голову, и существует легенда об окаменевшей бурятке, а вот скала Саган-Хушун – это не что иное, как три брата, наказанных отцом за ложь, целебное озеро Шара-Нур – здесь, где живёт жёлтый змей, а на скале Любви, духи помогают обрести спутника жизни, состоящая из двух совершенно разных вершин, которые являются символом гармонии двух начал. Над Байкалом очень часто появляются свечения и радуги. Природа возникновения подобных явлений до сих пор не разгадана. Ещё одно таинственное явление, такое, как «ведьмины круги» в степных районах Ольхона, многими трактуется как места посадки НЛО, следы хоровода духов и много другого мистического. Вся территория Ольхон охвачена мистикой. И не только невероятная красота и уникальная природа привлекают собой внимание многочисленных паломников.

На острове Ольхон, мысе Бурхан расположена скала Шаманка с двумя вершинами из мрамора, покрытая красным лишайником. В ней находится знаменитая пещера Шаманская. Согласно одной из легенд женщинам вход в эту пещеру запрещен. Эта легенда перекликается с другой – о Шамбале, что находится в Тибете, куда женщине также вход запрещен. В ней из-за проведения ритуалов и вознесения молитв духам, слишком сильная энергетика, которая негативно воздействует на человека более тонкого строения и психикой. Поэтому женщинам и детям (как особо чувствительным к внешним воздействиям) в такую пещеру входить нельзя, поскольку это может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье.”

“Вовсе не случайно именно здесь, в Ольхоне, в небольшом поселке Хужир возникла идея создать Байкальский культурно-выставочный и образовательный центр керамики и скульптуры. Именно это и стало местом, где воплощаются в жизнь самые смелое и необычные творческие идеи — международный творческий художественный проект «Байкал-КераМистика». Произошло это в 2012 году. Это место и стало территорией, где специалисты в области современной керамики стали обмениваться творческими идеями и опытом. В 2013 году проект получил поддержку Министерств культуры РФ и Иркутской области и задачи проекта стали масштабнее, расширилась также география проекта, а с 2014 проект стал международным, и на самый большой населенный остров на Байкале стали приезжать художники из разных точек земного шара. Сюда приезжают художники из России, Японии, Монголии, Бразилии, Индии, Турции, Великобритании, Португалии, Армении. Несомненно, местная керамика в столь мистическом пространстве, где каждый камень и каждая травка, обладают своей легендой, тоже мистика. Все приехавшие из разных краев участники проекта «Байкал-КераМистика» были, охвачены одной задачей: создать свое произведение керамического искусства в условиях этой необычной Байкальской площадки. Мы все делали дружно, поддерживали друг друга и переживали за общий результат. Для этого имелись все возможности. Для создания авторских работ из керамики применялись самые разные технологии обжига. Скажем, по технологии “раку”. Технология «раку» берет свое начало в Японии 16 века, но, придя в Европу в конце 20 века, этот способ обжига видоизменился, и сегодня есть несколько разных раку-обжигов. Один из них – опускание изделий в опилки, кору или шишки и остывание изделий в восстановительной среде. В результате получаются удивительные и неповторимые эффекты на глазурных поверхностях и богатые живописные качества поверхности. Предсказать заведомо, что получится в процессе обжиг «раку» еще никогда не удавалось даже опытным керамикам. И это тоже мистика. На площадке «Байкал-КераМистики» осуществлялся также метод обвара керамики. Это один из древнейших способов обработки глиняного черепка, который изначально применяли с целью придания посуде водонепроницаемости. Но постепенно, помимо функциональности, важное значение стали придавать и декоративному оформлению керамики. В результате обжига на изделиях получаются неповторимые живописно-графические рисунки, которые подходят абстрактным композициям из керамики. И снова мистика! Вот где игра стихий! А что говорить об обжиге огненной скульптуры, который выглядит, словно некий праздник…некое торжество…. магический ритуал… В промежутках между лепкой все участники симпозиума показывали свои презентации, рассказывали о керамике своей страны, делились опытом и проводили мастер-классы. На «Байкал-КераМистике» каждый годом появляются новые люди, которые демонстрируют новые чудеса. Обжиги проводятся круглосуточно. Это бывает особенно красиво ночью. Чтобы успеть обжечь все работы, нужна слаженная работа всей команды симпозиума. В обжиге участвуют абсолютно все участники проекта. Таким образом, на симпозиуме любой новый способ переосмысливается и демонстрируется, народные традиции наполняются новым смыслом и продолжают жить и развиваться в мире современных технологий” – вспоминает Ваграм Галстян.

От байкальских рыбаков нередко можно услышать очаровательные рассказы о том, как на озере Байкале неизвестно откуда возникают поезда, старинные суда, древние замки, корабли инопланетян — говоря иначе, миражи.
Здесь потоки тёплого воздуха над охлаждённой водой летом, прозрачная атмосфера и сильные морозы с недвижимым воздухом зимой, в слоях которого с разной плотностью световые лучи преломляются, искажаются и приобретают неправильные, фантастические формы. Миражи регулярно фиксируются у северо-восточной части острова Ольхон. В году обычно бывает 2-6 дней с миражами, а в отдельные годы их число может достигать 16. Рыбаки именуют это явление голоменицей, когда далёкие предметы как бы приближаются и становятся отчётливо различимы, хотя в обычных условиях разглядеть их просто невозможно. Дневные миражи часто наблюдаются в тихую летнюю погоду при полном штиле на озере. Чаще всего миражи выражаются в парении удалённых мысов над водой. Зимой, нависающие надо льдом миражи торосов, сливаются с настоящими торосами и пугают путешественника своими большими размерами и сплошным частоколом торчащих льдин. По мере приближения к ним, их высота уменьшается, а вблизи мираж полностью растворяется и среди торосов можно свободно проехать. Известный исследователь Байкала В.В. Ламакин в своей книге «По берегам и островам Байкала» описал ночной мираж, наблюдаемый им в 1957 г. «Накануне, вдоль Байкала, дул сильный юго-западный ветер, называемый култуком, но возвращались мы при затихшей погоде. К вечеру совсем заштилело. Ночь выдалась очень тёмная. Выйдя в начале ночи на палубу, я увидел поразительное зрелище. Передо мной совсем близко, на расстоянии как будто не более одного километра, над озером как бы по воздуху проходил пассажирский поезд. В действительности поезд находился на противоположном берегу Байкала, т.е. на расстоянии 50 км. Призрачный поезд шёл совершенно беззвучно. Никакого шума и стука колёс, разумеется, нельзя было расслышать на таком расстоянии. Чёрная ночь и безмолвие подчёркивали таинственность явления. Собственно говоря, сам поезд, т.е. паровоз и вагоны, не были видны. Отчётливо различались только освещенные окна в виде больших прямоугольников. В некоторых окнах были заметны силуэты людей. Светящиеся окна распределялись на несколько групп. Они разделялись более широкими тёмными промежутками. Можно было сосчитать количество вагонов. Поезд, безмолвно шедший в чёрной темноте по воздуху, казался ночным приведением. На несколько минут он остановился, по-видимому, это была станция Боярская. Затем воздушный поезд отправился дальше – к Танхою”.

“На Байкальском симпозиуме рождается дружба между художниками разных стран мира. Проект объединяет души и сердца людей, живущих в разных частях планеты. Итогом симпозиума становится выставка, которая организуется по окончанию симпозиума в поселке Хужир. Каждый год после симпозиума организуется выставка, которая проводится на разных выставочных площадках Иркутска и Иркутской области: Им предоставляются: Музейная студия Иркутского областного краеведческого музея, территория Дома Европы, Усадьба Сукачева, библиотека Молчанова-Сибирского, Музей часов города Ангарска, Саянская картинная галерея. Теперь планируется создать пространство для экспонирования прекрасных произведений художников, чтобы работы художников могли выставляться там все лето, и чтобы, как можно большее количество людей, приехавших на Байкал, смогли увидеть керамические произведения художников в том месте, где они создавались. Керамика, рожденная на Байкале, имеет свой особый дух, свою непередаваемую энергетику. Вся деятельность «Байкал-КераМистики» направлена на популяризацию искусства художественной керамики, чтобы показать зрителю, насколько многообразна керамика, насколько богат ее художественный язык, как разнообразен пластический язык и палитра. Ведь многие даже не знают, что керамика – это не только сувенир, игрушка, свистулька или посуда, но и скульптура, и живопись, и графика, и дизайн. Это необыкновенные предметы искусства из природного материала, которые могут жить в любом интерьере. Очень важно, чтобы авторскую художественную керамику увидели, по достоинству оценили и полюбили и зрители, и архитекторы, и дизайнеры, и музейщики, и искусствоведы, и журналисты, и галереи. Это еще одна из причин создания Центра керамики и скульптуры на Острове Ольхон. Проект «Байкал-КераМистика» — это уникальный в мире художественный, образовательный, творческий и миротворческий проект. Он дает хороший старт молодым художникам, позволяет расширить свои знания, умения и навыки, а предложенные на творческой площадке технологии обжигов дают возможность получить уникальные творческие работы. Проект расширяет границы возможностей, помогает начинающим художникам учиться у профессионалов, а профессионалам — обмениваться опытом и делиться секретами мастерства. Здесь происходит творческий и профессиональный обмен между различными школами и направлениями. Байкальская КераМистика- один из первых проектов, который начал приобщать художников к общемировым практикам проведения художественных керамических симпозиумов. Симпозиум, на котором я побывал, был прекрасен. До сих пор сохранилось впечатление, что, став участником на “Байкал-КераМистике”, я прикоснулся к чуду. И думаю, что каждый из участников испытал такое же чувство. Я очень благодарен организаторам за приглашение на участие на 7-ом симпозиуме “Байкал-КераМистики“ 2019 года” – добавил в конце Ваграм.

АРУТЮН ЗУЛУМЯН,
искусствовед, арт-критик

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top