online

Правовая оценка Геноцида армян 1915 года в Османской Империи

Преподаватель юридического факультета ННГУ, кандидат юридических наук С. Г. Петикян

Преподаватель юридического факультета ННГУ, кандидат юридических наук С. Г. Петикян

Геноцид армян — первое в новой истории человечества широкомасштабное международное преступление, совершенное с целью уничтожения целого народа по политическим мотивам (1).
Прежде чем перейти к правовой оценке Геноцида армян 1915 года, отметим о правовом положении армянского народа Западной Армении.
В течение длительного периода времени Армения не имела своей государственности. В результате длительных войн между Османской Турцией и Сефевидской Персией в 1555 г. был заключен мир: Западная Армения перешла под власть Турции, а Восточная Армения — Персии. Это положение сохранялось до начала XIX века. Русско-иранские и русско-турецкие войны XIX в., длившиеся почти четверть века, завершились заключением ряда мирных договоров, в том числе Туркменчайского и Андрианопольского. По Туркменчайскому договору от 10 февраля 1828 г. Восточная Армения была окончательно присоединена к Российской империи. Русско-турецкая война (1828-1829 гг.) не изменила положение Западной Армении, которая по-прежнему оставалась под властью Турции (2).
Находясь под властью Османской империи в XIX в., армянский народ подвергался физическому насилию. Сложившееся положение привело к тому, что армяне по-другому стали осознавать необходимость создания своего государства, воспринимать такие понятия как «нация», «Родина».
Таким образом, возникла идея создания законодательного Положения армян Османской империи. В разработке этого документа приняли участие западно-армянские общественные деятели, такие как Наапет Русинян, Никогос Палян, Григор Отян и Серобве Виченян (3). В 1857 г. Положение было разработано и представлено на утверждение Национального собрания армян Османской империи, которое после продолжительного обсуждения утвердило 24 мая 1860 г. По предложению Н. Русиняна, было названо «Национальной Конституцией» (4).
Однако для того, чтобы Национальная Конституция получила юридическую силу, она должна была быть утверждена султанским правительством. Но оно затягивало ее утверждение, поскольку принятие Национальной Конституции со стороны Османской Турции означало, что турецкое государство этим документом признает право армянской общины на самостоятельное управление ее внутренними делами (5).
В феврале 1862г., по требованию султанского правительства, Национальная Конституция снова была пересмотрена и измененная Национальная Конституция армян была утверждена султаном Османской империи и 17 марта 1863г. введена в действие (6).
Анализируя Национальную Конституцию, отметим, что впервые в истории армянского права наблюдается интересное соотношение прав и обязанностей, а именно правам человека корреспондируют обязанности «нации» и, наоборот (7): «Любая личность имеет обязанности по отношению к Нации. Нация в свою очередь имеет обязанность в отношении личности. Каждая личность имеет права по отношению к Нации, а Нация – по отношению к личности. Следовательно, Нация и ее члены так взаимосвязаны, что обязанности одного — это права другого» (I принцип). Используя слово «нация», а не «народ», авторы Конституции исходят из того, что первое слово имеет наибольшую ценность для определения этнической целостности армянского народа в Турции.
Анализ Национальной Конституции армян Османской империи 1863 г. показал, что этот правовой акт играл важную роль в жизни армянской нации, поскольку способствовала самосохранению армянского народа в этот исторический период, закрепила этническую целостность, установила место и роль армянской нации в Османской империи, предоставляя ей право на самостоятельное управление внутренними делами армянской общины.
Начало массовому истреблению армян в Турции было положено в последней четверти XIX в., когда в стране господствовал кровавый режим султана Абдул-Гамида (1876—1908 гг.). В это время завершилась русско-турецкая война 1877–78 гг. победой России. Впервые Армянский вопрос получил отражение в подписанном в 1878г. в Сан-Стефано русско-турецком договоре: «Блистательная Порта обязуется осуществить, без замедления, улучшения и реформы, продиктованные местными потребностями в областях, населенных армянами, и оградить безопасность последних от курдов и черкесов» (8).
Однако в силу напряженной международной обстановки Россия вынуждена была подписать 30 мая 1878г. секретное соглашение с британским правительством, по которому отказывалась от завоеванных ею в Западной Армении Алашкертской долины и города Баязет (9).
Был созван Берлинский конгресс (13 июня – 13 июля 1878г.), на котором в результате пересмотра условий Сан-Стефанского договора, западноевропейской дипломатии удалось лишить Россию монопольной роли в Армянском вопросе. Кроме того, в Сан-Стефанском договоре упоминалась Армения, а в Берлинском трактате говорится только об армянонаселенных областях. Пользуясь этим, размытыми формулировками после Берлинского конгресса, султан Абдул Гамид II начал осуществлять антиармянскую политику, с целью физического уничтожения армянского населения и преследовал цель ликвидировать само понятие «армянонаселенные области» (10).
Новую резню армян турецкие войска организовали в 1894 г. в горном районе Сасуна (было убито около 10 тыс. человек).
Под давлением европейских держав и общественного мнения Европы султанское правительство было вынуждено создать комиссию по расследованию Сасунских событий с участием представителей Великобритании, России и Франции. В апреле 1895г. английское правительство выработало проект реформ, согласно которому Западной Армении фактически предоставлялась автономия под эгидой европейских держав.
Высокой Порте был представлен вариант английского проекта, который состоял из следующих основных предложений: уменьшение числа вилайетов (губерний); выбор и назначение вали (губернаторов) с полуофициального согласия упомянутых держав; всеобщая амнистия армянских политзаключенных, возвращение депортированных армян и армян-беженцев; улучшение судебной системы и состояния тюрем; назначение одобренного державами верховного комиссара, контролирующего проведение реформ; формирование постоянной контрольной комиссии, состоящей из государственных чиновников: трех мусульман и трех христиан; выплата компенсаций армянам, ставшим жертвами событий в Сасуне, Талворике и других местах; свобода вероисповедования; сохранение привилегий армян; улучшение положения армянского населения других областей Малой Азии…» (11).
Однако, эти предложения были отвергнуты.
С 1894г. по 1896г. Османская империя организовала массовую резню армянского населения Османской империи, в результате чего эмигрировали и подверглись насильственной исламизации около 200 тыс. армян.
Пришедшее к власти в 1908г. младотурки разжигали межнациональную рознь, поощряли беззакония местных властей, захват принадлежащих армянам земель, разрушительные нападения курдских отрядов на армянские селения, грабеж и резню армян.
Подготовка к первой мировой войне сильно способствовала воплощению в жизнь антиармямской политики. Этому содействовала кайзеровская Германия, которая в это время пользовалась в Турции решающим влиянием. Вступая в войну, правители Турции решили использовать условия военного времени и полностью расправиться с армянами. В частности, один из лидеров младотурок Назим в начале первой мировой войны открыто заявил: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это имя. Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого …». В одном из своих приказов Талаат указал: «Решено живущих в Турции армян уничтожить целиком. Те, кто против этого решения, не должны оставаться на своих административных постах. Как бы жестоки ни были меры, все равно, надо положить конец существованию армян. Не обращайте никакого внимания ни на возраст, ни на пол и ни на угрызения совести».
В феврале 1915г. Энвер-паша отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. 24 апреля 1915г. и в последующие дни в Константинополе были арестованы и депортированы писатели, журналисты, врачи, ученые, представители духовенства, в том числе армянские депутаты парламента.
24 мая 1915г. правительства Великобритании, Франции и России выступили с совместным заявлением, в котором отмечалось, что «в Армении происходит резня армян курдами и турками, при явном содействии оттоманских властей». Это заявление по замечанию А. Киракосяна можно считать первым международным документом, осуждающим Геноцид армян, который охарактеризовал злодеяния в отношении армян как новые преступления Турции «против человечества и цивилизации», личную ответственность за которые несут все члены Высокой Порты, а также местные власти (12).
Действия турецкого правительства, отраженные в объективно констатируемых бесспорных фактах и подтверждаемые неопровержимыми документами и свидетельствами из самых различных источников, полностью соответствуют составу преступления геноцида и подпадают под его определение в международном праве в том виде, в каком оно дано в Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948г. (13), согласно которому «под геноцидом подразумеваются те действия, которые совершаются с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую или религиозную группу, такую как таковую:
a) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую (статья II)» (14).
Однако, те, кто выступают в качестве защитников организаторов и исполнителей этого преступления, пытаются отрицать или извращать объективные и общеизвестные факты, прибегая к грубой и открытой фальсификации истории, выдвигая самые противоречивые, взаимоисключающие версии. Они утверждают, что физическое уничтожение армян не может квалифицироваться как преступление геноцида, т. к. такого понятия в то время еще не было: сама квалификация соответствующих действий как преступления против человечества и, следовательно, их наказуемость были установлены Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая была принята в 1948г. Ссылаясь на известный принцип, гласящий, что «закон обратной силы не имеет» и утверждая, что Конвенция эта не может распространяться на ранние случаи геноцида, пытаются исключить возможность международно-правовой оценки физического уничтожения армянского населения как геноцида, несмотря на полное соответствие установленных фактов составу этого преступления в том виде, как он был сформулирован в этой Конвенции (15).Как отмечает Ю.Г. Барсегов, если квалификация действий, подпадающих под состав преступления геноцида, была бы обусловлена конвенционным признанием самого термина, то нельзя было бы называть геноцидом и все другие случаи геноцида, которые, как и геноцид армян, совершены до этой даты. Это в полной мере относится и к историческому факту уничтожения фашистской Германией лиц славянского и еврейского происхождения в годы второй мировой войны (16).
Отметим, что международное право признает наказуемость всех актов преступлений геноцида, совершенных до вступления в силу «Конвенции по предупреждению преступления геноцида и наказании за него».
Проблема Геноцида армян явилась предметом рассмотрения в Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств Комиссии по правам человека ООН. В специальном докладе отметили, что это «первый случай геноцида в 20 веке».
Вопросу армянского геноцида была посвящена специальная сессия Постоянного трибунала народов в Париже (апрель 1984г.), которая постановила:
1. Армянский народ являлся и является на- родом, фундаментальные и индивидуальные права которого должны были соблюдаться и сегодня должны соблюдаться в соответствии с международным правом;
2. По определению Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г. уничтожение армянского народа путем депортаций и массовых убийств представляет собой геноцид;
3. Правительство младотурок несет ответственность за этот геноцид, за действия, совершенные в 1915–1917 гг.;
4. Геноцид армян является также «международным преступлением», ответственность за которое должно нести Турецкое государство, не уклоняясь от вины под предлогом отсутствия преемственности между тогдашним и нынешним турецким государством;
5. Эта ответственность ведет к обязанности официально признать факт геноцида и, как следствие – возмещение урона, нанесенного армянскому народу;
6. ООН и каждый ее член вправе требовать такого признания и содействовать в этом армянскому народу (17).
18 июня 1987г. Европарламент принял резолюцию «О политическом решении Армянского вопроса». В преамбуле документа отмечается, «что турецкое правительство, отказываясь до сего дня признать геноцид 1915г., продолжает тем самым лишать армянский народ права на собственную историю, …что исторически доказанный геноцид до сих пор не получил ни политического осуждения, ни соответствующей компенсации; что признание Турцией геноцида армян впредь будет рассматриваться как глубоко человечный акт моральной реабилитации по отношению к армянам, который сделает лишь честь турецкому правительству…» (18).
Геноцид армян признали Аргентина, Бельгия, Греция, Канада, Кипр, Ливан, Литва, Польша, Россия, Словакия, Уругвай, Франция, Швейцария и другие страны.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что неопровержимые документы, исторически факты, действия организаторов этого чудовищного преступления подтверждают тот факт, что правительством Османской Турции целенаправленно был осуществлен геноцид армян, который стал трагичной страницей в многовековой истории армянского народа.
Остается верить в торжество международного права, в торжество справедливости.
Великий французский писатель-гуманист Анатоль Франс писал: «Армения испускает дух, но она возродится. Та небольшая доля крови, которую она еще сохранила — драгоценная кровь, из которой родится героическое потомство. Народ, который не хочет умереть, не умрет никогда!» (19).
Эти слова подтверждаются историей армянского народа, поскольку, несмотря на то, что армянский народ подвергся тяжелейшему испытанию, он сумел выжить, а также восстановить государственность.

Петикян Сирануш Гарниковна, кандидат юридических наук

_________________
1.Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации) // URL: http://www.armenianhouse.org/barsegov/genocide-ru/crime.html (дата обращения 19.04.2013).
2.Авакян Р.О. Сокровищница армянской правовой мысли (IX век до н.э. – XIX век н.э.). Ереван: «ЕФ МНЮИ – XXI век», 2002. Т.2. С.195-197 (на армянском языке).
3.Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ — XXI век». 2000. С. 697.
4.Парсамян В.А. История армянского народа: 1801-1900 гг. Ереван, 1972. Т. 1. С. 216.
5.Григорян Г.М. Политико-правовые мысли Положения западных армян. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ереван, 2001. С. 38 (на армянском языке).
6.Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ — XXI век», 2000. С. 698.
7.Романовская В.Б., Петикян С.Г. Эволюция источников армянского права с древнейших времен до середины 19 в. Н.Новгород, 2012. С. 151.
8.Сан-Стефанский мирный договор 1878 г. // URL: http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/1878sanstef.php (дата обращения 19.04. 2013).
9.Киракосян А. Армянский вопрос и Геноцид армян. Ереван, 2006. С. 43.
10.Там же. С. 44, 45.
11.Там же. С. 45, 46
12.Там же. С. 47-51.
13.Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации) // URL: http://www.armenianhouse.org/barsegov/genocide-ru/crime.html (дата обращения 19.04.2013).
14.«Конвенция по предупреждению преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 66 — 71.
15.Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации) // URL: http://www.armenianhouse.org/barsegov/genocide-ru/crime.html (дата обращения 19.04.2013).
16.Там же.
17.Киракосян А. Армянский вопрос и Геноцид армян. Ереван, 2006. С. 68-69.
18.Там же. С. 70.
19.Геноцид армян и Османской империи. Сборник документов и материалов. Под ред. М. Г. Нерсисяна, сост. М. Г. Нерсисян, Р. Г. Саакян. 2-е- доп. изд. Ереван, «Айастан», 1983. С. 226, 227.

[fblike]

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


  • Владимир Аветисян

    Грамотный разбор исторических фактов, объективный анализ, популярный и доходчивый ход мысли. Сирануш молодец. Конечно, в рамках одной маленькой публикации невозможно привести полностью весь фактографический материал, тем не менее, тема раскрыта.

Top