online

Петрос Саакян. Большой души человек

sto_pervaya_vesna2Портал «Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Большой души человек

Петрос СААКЯН,
пенсионер, бывший партработник, 87 лет

Мне уже 87 лет. Как говорится одна нога здесь, а вторая уже готова к переходу… О Геноциде говорить я не хочу, рассказчиков и без меня хватит. Да и о чём говорить? И так всё давно известно и понятно. И даже то, что турки упираются и не берут вину на себя, тоже понятно. Кому же хочется полстраны отдавать, да ещё и извиняться после такого столетнего «упёрства»? Вы это слово не меняйте, оно ёмкое, хоть и мною придумано, а может, и не придумано, взято где-то… Да ладно. Я вот о чём хочу рассказать.

Мой отец родом из Вана. Когда русские пришли армянам на помощь и не дали туркам уничтожить население Вана, многие армяне просто боготворили русских солдат. Отец рассказывал, что они, молодые парни, все дни напролёт старались быть возле русских – чистили и поили лошадей, винтовки разбирали, за ранеными смотрели, пока тех не эвакуировали. Ну, и подружился мой отец с одним солдатом, Дмитрием Ростовцевым из Петрограда. Они так подружились, что Дмитрий приходил в семью моего отца обедать. Вскоре пришёл приказ отступать и оставить город. Русские солдаты как могли сдерживали натиск врага, чтобы армяне смогли покинуть город. Отец хотел уйти воевать, но он был ещё мал, всего четырнадцать лет, и русские командиры не взяли его. Дмитрию, по словам отца, было около двадцати – двадцати двух. Он пообещал, что после войны обязательно приедет в Гюмри (Ленинакан), куда направлялись мои предки, и найдёт Степана, то есть моего отца.

Мои предки пережили все ужасы того времени. Когда бабушка рассказывала о бедствиях, я уходил, прятался и давал волю слезам. Все, что было под рукой, ломал и разбивал – это были и злость, и безысходность униженного положения. Отец прожил всего 60 лет. Перед смертью он попросил меня поискать Дмитрия. Понимая, что это невозможно, я всё же дал слово. В 1965 году я состряпал себе командировку на семь дней в Ленинград. Сразу пошёл в Центральный архив города, объяснил ситуацию. Там развели руками, но рискнули мне помочь. Искали долго, а потом дали адрес и записку в другой архив, а оттуда – ещё в один, где мне всё же сделали выписку из толстой папки, что уроженец Петербурга Ростовцев Дмитрий 1892 года рождения погиб в 1917 году. В той выписке были и номер части, в которой воевал Дмитрий, и название места, где он погиб. Но вот выписка та вместе с нашими документами осталась под завалами города Ленинакана. Мы ведь в Россию после землетрясения попали, в 1988 году.

Почему я стал рассказывать об этом? По ходу поиска в архивах я наткнулся на данные добровольных и благотворительных союзов, групп и просто жителей Петербурга, которые спешили помочь армянским беженцам в 1915 году. Одна запись привлекла моё внимание тем, что там была фамилия Ростовцев. Я тогда подумал, что речь о Дмитрии, но, как оказалось, этот Ростовцев был профессором. Недавно мой внук в Интернете нашёл обращение этого профессора к жителям Петрограда. Напечатайте, пожалуйста, это обращение в книге. Пусть все знают об этом хорошем человеке. Какие он слова нашёл для нашего народа, какой большой души человек был!

Вот эта цитата.

В Петрограде 7 марта 1915 года к согражданам обратился видный общественный деятель профессор М.И. Ростовцев:

«Прекрасная, покоряющая величием красот своих страна. Древний, культурный, жизнестойкий, многострадальный народ, расколотый Турцией и Россией, как в недалеком историческом прошлом Грецией и Персией, Римом и Сасанидами, Византией и тою же Персией… Народ разумный, льнущий к европейской культуре, христианству, вере, свободе. Народ, который сумел в испытаниях судьбы создать и сохранить собственную культуру, свою словесность, изобразительное искусство. Вчитайтесь в древние рукописи армян, припадите к истокам их церковного зодчества и шедеврам архитектуры, вспомните о развалинах армянской столицы Ани, жемчужины Кавказа… Представьте себе, что творцы и охранители всего этого великолепия тысячными толпами – в который уже раз за века бесконечных мучений своих! – все потеряв: кормильцев, имущество и даже малых детей, претерпев нечеловеческие муки и утратив надежду встретить день грядущий, пришли к нам…

И как нам, сердобольной великой России, не приветить их?!»

 

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top