online

Народы России. Мишари

НАРОДЫ РОССИИ

Семья мещеряков нач. XX в.

Семья мещеряков нач. XX в.

«Наша среда online» — Мишари — субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка. Существует несколько версий о происхождении. В XIX веке доминировала версия о подвергшемся тюркизации древнем финно-угорском племени мещёра; среди самих мишарей часто бытует мнение о происхождении из Золотой Орды. Единого мнения о происхождении мишарей в настоящее время нет. Помимо золотоордынской и мещëрской теорий рассматриваются буртасская и теория смешанного происхождения мишарей. Также дискуссионным является вопрос о происхождении названия. Помимо версии об искажённом слове «мещёра» распространена гипотеза о связи термина с названием племенного союза «можары/маджары» (известными также как «мадьяры», по ушедшей на Дунай его части). Ислам проник в среду мишарей крайне поздно, в XVI–XVII веках среди них были еще неисламизированные татары. Татары-мишари, в отличие от казанских татар, формировались на землях волжского правобережья, юго-западных территориях Поволжья, в районах между Волгой и Окой и в Мещерской низменности.

Предки мишарей в дозолотоордынский период жили по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда).

В XI веке под давлением поздних кочевников (см. половцы) они переселились и в более северные земли (бассейн Суры, междуречье Цны и Мокши).

В период Золотой Орды образовались Мещерский юрт, Улус Мохши, Увек и др.

В это же время складывается татарская этническая общность.

Примерные границы некоторых татарско-мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках
После распада Улуса Джучи на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств (Темниковское княжество, Наровчатское княжество, Кадом, Сарыклыч и др.), которые не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века начали переходить в русское подданство (среди них и Касимовское ханство, в котором проживали касимовские татары — близкий к казанским татарам субэтнос).

В документах XIV—XV веков, мишари называются «мещеряками», а в более поздних XVI—XVII веков — под общим названием «татары». Расселение мишарей после включения этой территории в состав Московского государства связано с обустройством засечных линий:
В 1578 году была основана засечная линия вдоль реки Алатырь, на ней же организована сторожевая служба Алатырь-Арзамас-Темников. Вдоль линии правительство начинает раздавать поместья мишарям. Но в настоящее время на территории быв. Арзамасского уезда татаро-мишарских поселений почти нет, причиной чему стала усилившаяся в XVIII веке христианизация, когда мишари, бросив поместья, стали переселяться на восток (в частности в Алатырский уезд).

В начале XVII века при строительстве Карсунской засеки, мишари получили земли в Симбирской губернии.

В середине XVII века происходит расселение мишарей в южном направлении. Так, мишари заселили побережья рек Ломовки (Верхний Ломов и Нижний Ломов) и Инсара.

К юго-востоку от засечных черт располагалось «Дикое Поле», для контроля над которым был выстроен острог Пенза (позже город) и заселен мишарями. Позже, земли вдоль р. Сура были переданы мишарям.

В 1680-х годах правительство раздает земли Саратовского края на поместном праве мишарям. Наиболее ранними являются селения на реке Уза (Искеево, Усть-Уза и др.). Раздача земель в этом крае продолжается вплоть до конца XVIII века.

Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

Обер-офицер и Казак мишарских кантонов. 1845 г.

В 1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Ново-Шешминск — Кичуевский острог — Заинск — Мензелинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV—XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.

Заселение Приуралья происходило с начала XVI века. Было связано как с вольной колонизацией, так и с переводом некоторой части служилых татар.
В начале XVIII веке мишари получают поместья по реке Терешка.

Однако расселение мишарей также связано с вольной колонизацией земель после присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству. Таким образом были заселены южное междуречье Волги и Суры, а также Саратовский край. Интенсивно шло переселение на восток.

В XVI—XVII веках Дикое Поле было населено татарами-мишарями и засечные линии строились, исходя из уже существующих селений (прим. селения Лаки, Лауш, Чиуш и др.), местное население вводилось в состав служилого сословия.

В конце XVI века правительство переселяет часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века.

В 1798—1865 годах мишари Приуралья состояли в иррегулярном Башкиро-мещерякском войске. В отличие от других татар региона они обладали правом купли башкирских земель, не платили ясак, и находились в военно-казачьем сословии наряду с казачеством и башкирами (а в 1855—1865 и другой этносословной группой южноуральских татар — тептярями). В частности они несли пограничную службу вдоль реки Яик (Урал).

Особый сословный статус способствует некоторой этнической изоляции мишарей Приуралья от прочих групп татарского и башкирского населения: в документах даже встречается самоназвание «мы мещерякский народ».

После перевода мишарей из военного сословия в гражданское намечается сближение их самосознания с бывшими ясачными татарами, которые теперь находились, наравне с мишарями, в сословии государственных крестьян.

В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 года около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Устойчивость этнонима «мишари» была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в том числе и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье. Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, чокающие мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX веке многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним «мишәр» в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня.

В настоящее время не существует серьёзных исследований, ставящих перед собой цель выделить мишарей прежде всего как самостоятельную нацию. Можно заметить, что такие исследования проводились во времена дореволюционной России. В связи с этим показательной является статья А. С. Гациского «Нижегородские татары — татары ли?», датированная 1886 годом.

В Энциклопедическом Словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона припущенников татар, тептерей и др. селившихся у башкир называли новобашкирами.

Территория проживания мишарей имеет природные благоприятные условия для развития различных отраслей хозяйства и особенно земледелия. Наряду с земледелием, в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство. В XVI—XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался.

Мещерячки Шадринского уезда в праздничных нарядах. Нач. XX в.

Мещерячки Шадринского уезда в праздничных нарядах. Нач. XX в.

Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество.

Пчеловодство имеет также древние корни, с чем связаны предания и приметы (запрет продажи ульев и т. п.). Мёд используется в обрядах и ритуалах.

Традиционное поселение — большая деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трёхкамерного типа.

Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен — узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы также имел лавку и назывался «путмар». Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар(тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трёхкамерных домов выполняла функцию чистой избы.

Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения — чебелдек, чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца — кашага.

Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограниченно (для нашивок). Позже, выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка.

Традиционные блюда — Салма, Казы, Чимай, Бәлеш, Пәрәмәч и др.

Фольклор: сказки, самыми древними персонажами которых являлись Койгорыш (птица счастья) и Акбузат (белый конь), которые сопутствовали героям. Все звери сказок относятся к фауне Среднего Поволжья. Это чаще всего волк, лиса, медведь, заяц. Часто упоминаются и различные сельскохозяйственные культуры. Значительное место занимают как легенды, загадки и пословицы, так и баиты.

 

Источники: http://www.jbks.ru/archive/issue-3/article-19
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8
http://www.bastanovo.ru/2014/12/istoriya-rasseleniya-tatar-misharey/
Фото: ru.wikipedia.org

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top