online

Народы России. Кереки

kereki1Перепись 2002 года зафиксировала 8 человек, назвавшим себя кереками. Некогда народ был более многочислен и делился на две группы, сейчас ассимилирован чукчами.

Кереки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чукотского кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2002 года кереками себя записали 8 чел. (2002, оценка), хотя реально их, видимо, было меньше. В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.

Кереки делились по происхождению и по языку на две группы: наваринскую или мэйныпильгынскую (самоназв. ыйулалгалакку «верхние») и хатырскую (самоназв. иутылалгакку «нижние»). Соответсвенно этому керекский язык, относящийся к чукотско-корякской ветви палеоазиатских языков, делится на два диалекта — мэйныпильгынский, на котором говорило большинство кереков, и хатырский.

Кереки были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки. Археологические данные свидетельствуют, что следы древних керекских поселений обнаруживаются и существенно южнее, вплоть до мыса Олюторский на Камчатке. Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой на птиц, на морского и пушного зверя.

kereki2В ХVIII в, когда между чукчами и коряками велись жестокие войны за обладание пастбищами и оленьими стадами, кереки оказались между двух огней. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали жилища, убивали мужчин, женщин уводили в рабство. межплеменные войны, природная изоляция и резкое сокращение морской фауны в XIX в., а также эпидемии, поразившие Камчатку и Чукотку в конце XVIII в., ассимиляция их чукчами в ХХ в. привели к фактическому исчезновению керекского этноса.

Традиционное хозяйство кереков было основано на рыболовстве, ловле птиц, морском и пушном промысле, приморском и тундровом собирательстве. Рыболовством занимались летом. Основными орудиями лова были остроги (атчина) и специальные тупые стрелы. Сооружали запоры и плотины и глушили рыбу дубинками (куплунан) во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца. Рыбу заготавливали впрок – вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседневной пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу в море. Ставили сети, в прошлом – из жил кита, с берега при помощи специального шеста. К концу ХIХ в. стали приобретать сети из крапивы у коряков и чукчей. В ХХ в. распространились фабричные ставные сети. Пернатых промышляли на морских скалах и во время перелетов. Весной на птичьих базарах спускали со скалы сеть (пайнинтын) из жил кита, кайры пугались, слетали с гнезд и запутывались в снасти. Бакланов ловили, распуская сеть на поверхности моря. Известны были петли на шестах, их надевали на шею сидящему баклану. Птицу стреляли также из лука (томары). Охотились на дикого оленя, горного барана, медведя. На волков ставили ловушки из пластинок китового уса, вмороженных в жир. В голодные годы добывали также мелких грызунов (мышей, сусликов, тарбаганов), песцов и лисиц, которых выкапывали из нор, стреляли из лука. Ели домашних собак. Пушной промысел не играл существенной роли. Промышляли росомаху и речную выдру. Большое значение имело собирательство: морской капусты, водорослей, моллюсков на берегу моря; шикши, голубики, брусники, морошки в тундре. Разводили собак, которые очень высоко ценились у чукчей и коряков. Специально выращивали собак для жертвоприношений.

kereksky_tsugФольклор кереков представлен сказками, записанными в 1940–1990-е гг. как в русском пересказе, так и на языке-первоисточнике В.В. Леонтьевым и А.С. Асиновским. В связи с трудностями идентификации кереков как отдельного этноса иногда керекские сказки трактовались как корякские или, наоборот, чукотские сказки принимали за керекские. Основные жанры керекского фольклора – сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Главный герой – Кукки (Ворон) – персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока и отчасти северо-американских индейцев. Керекские сказки о Кукки сюжетно близки ительменским. Кукки выступает как трикстер (трюкач, плут), сохраняя все отрицательные черты этого персонажа: лентяй, трус, обманщик, простак, женолюб, но не сознательный злодей. Изредка, в отдельных сюжетах, он творит волшебство. Помимо Кукки ведущими персонажами сказок выступают его жена Мити, сыновья Сикулылан и Ауппали, дочери Синиллымнылнаккут и Анаййуптынаккут. Некоторые детали в сказках отражают особенности духовной культуры кереков. Перед совершением какого-либо поступка герой просит разрешения у «бабушки» (эллапиль), что является отголоском матриархата. Младшие дети в фольклоре кереков обычно умнее своих родителей, постоянно поучают их. Это связано с представлением кереков о возвращении предков в образе родившихся детей.
Источник: etnic.ru
Фото: www.culture.ru

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top