online

Народы России. Агулы

НАРОДЫ РОССИИ

«Наша Среда online» — Агулы (самоназвание: агул, агулар («жители Агула»)) — народ в России, коренное население Дагестана (Агульский, Курахский, Табасаранский и Дербентский районы). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 34160 агулов.

В письменных источниках агулы под именем агутака-ни впервые упоминаются в армянских источниках VII века, среди народов, обращенных арабами в ислам. О жителях ущелья Кушан-дере VIII-IX вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима Агулы можно связать с названием ущелья — Агулдере. Возможно, уже к началу нашей эры Аулы составляли самостоятельную этнокультурную общность. На территории Агульского района, близ села Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном называли главное божество лезгин — бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну — Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н. э. В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).

Первые статистические сведения об агулах были опубликованы Комаровым в 1873 году: «В верховьях Чирахского и Курахского ущелий живет особое племя, известное под именем Агулов, оно делится на 3 части: Агул, Кошан и Ричаар. Агулы в Дагестане не имели особого политического влияния поэтому в разное время входили в Табасаранское майсумство а после в Казикумухское и Кюринское ханство. Всего агулов 20 селений, 1054 двора и 5357 душ».

Население Агула исторически обитало в четырех труднодоступных ущельях Агул-дере, Кошан-дере, Керен-дере и Хпюк-дере. Калоев Б. А. пишет: «Агул-дере, — живописное место, окруженное высокими горами, склоны которых представляют собой обширные альпийские луга, благоприятствующие занятию скотоводство, в частности, овцеводством. Долина отличается сравнительно мягким климатом и удобна для земледелия. Агул-дере находится между двумя другими ущельями, называющимися Большое и Малое Магу-дере. Большое Магу-дере находится к югу от Агул-дере. В прошлом связь агулов с лезгинами, живущими в предгорье в частности с Касумкентом и Дербентом, осуществлялась именно через Большое Магу-дере по узкой тропе, тянущейся на протяжении около 35 км по краю горных склонов. Наиболее высокая часть Большого Магу-дере, чрезвычайно пересеченная, перерезанная узкими ущельями, с крайне крутыми, обрывистыми склонами и страшными пропастями, над которыми шла тропа, была почти неприступной. Грунт осыпался под ногами лошади, и копыта её скользили по крутому спуску почти отвесного ската пропасти. Иногда на довольно большом протяжении дорога эта представляла собой крутую тропинку шириною копыто лошади. Дорога становилась еще более опасной при дождливой, ветреной погоде, при туманах и во время гололедицы. Зимой верхняя часть Большого Магу-дере становилась совсем непроходимой из-за снегов. В наиболее узких местах дороги, там где невозможно разъехаться, всадники предупреждали друг друга окриками. При встрече снимали груз с худшего коня и сбрасывали его в пропасть, чтобы один из всадников мог проехать. В таких случаях путешественнику, потерявшему коня, возмещалась половина его стоимости.»

Верующие агулы — мусульмане-сунниты.

Жили малыми и большими семьями, в которых было до 20 человек. Глава семьи — отец или старший брат, власть которого была почти неограниченной. При разделе имущества часть получали не только сыновья, но и дочери, даже те, которые давно вышли замуж. После раздела обычно все братья жили по соседству друг с другом. Родственные группы назывались «тохумы». У каждого тохума были свои сенокосы, пастбища, отдельное кладбище.

Суровость природы, острая нехватка земли обусловили и занятия агулов. Как и в других районах Дагестана, занятия агулов строго делились на мужские и женские. Из-за нехватки плодородной земли, основным занятием жителей было скотоводство. И здесь тоже существовало разделение: уход за овцами был чисто мужским занятием, а за крупным рогатым скотом – женским. Агульские женщины занимались также ковроткачеством.

Занятия мужчин были разнообразными: они изготавливали косы, серпы, топоры, мотыги, ножи; выделывали овчину и обрабатывали кожу, изготавливая обувь, ремни, пояса и т.п. Высокого мастерства достигли агулы в строительстве жилищ, мостов, мечетей. Резьбой по дереву они украшали столбы, деревянные конструкции фасадов, двери и окна, колонны балконов. Были искусны в художественной обработке камня. До сих пор в каждом населенном пункте агулов, затейливыми надписями и изображениями испещрены стены домов, мостов, мечетей.

Юноши и девушки могли встречаться только на праздниках, во время коллективных работ. Девушка не имела права выходить замуж без согласия родителей, а если их не было, без согласия других близких родственников. Юноша также выбирал невесту только с согласия своих родителей. До свадьбы молодые могли вместе посещать праздники и другие общественные мероприятия. Об избранной девушке юноша не мог сам сказать своим родителям, а сообщал им об этом через товарища или сестру. Вечером следующего дня мать и отец жениха отправлялись в дом невесты, где в это время собирались все ее родные.

При заключении брака, особенно с девушкой из другого рода, строго учитывалось имущественное положение вступающих в брак, знатность и численность рода. Получив согласие, сваты тут же дарили невесте кольцо и отрез на платье. В старину калым (выкуп за невесту) выплачивался деньгами. Часто вместо денег давали мелкий и крупный рогатый скот, иногда пахотные или сенокосные участки и медные кувшины. Кроме того, жених был обязан одеть с головы до ног не только свою невесту, но и почти всю ее родню.

Когда в дом приходит гость, здороваются с ним только после того, как он снимет верхнюю одежду и оружие, некоторое время посидит в кунацкой. Не принято у народа произносить за столом тосты. При посторонних муж и жена должны быть сдержанны друг с другом. Детей с малых лет всегда приучали к труду. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи, почитания старших.

Агулы, как и другие народы Дагестана, постоянно жили в ожидании набегов, и поэтому строили боевые башни. Чаще всего они располагались по краям селений (Хоредж, Кураг, Рича). В с. Кураг от северной башни остался лишь фундамент, а западная, в 6 этажей, сохранилась до наших дней. Башни придают селениям своеобразную суровую красоту. Поселения агулов занимают пологие склоны, расположенные близко к дороге. Что объясняют недоступностью местности, замкнутой снежными и скалистыми хребтами, почти нигде не опускающимися ниже 3000 м, и отвесными скалистыми теснинами рек.

Жилище — каменные прямоугольные в плане, с плоской земляной крышей, без усадьбы. Преобладает 2–3-х этажный жилищно-хозяйственный комплекс с одним входом и узкими световыми отверстиями типа бойниц на нижних этажах (дом-крепость). Между этажами — внутренняя каменная лестница. Четырехэтажный комплекс: овчарня-хлев-жилье-жилье. Нижние этажи имеют отдельные входы на разных уровнях склона, в верхний попадают по приставной лестнице. Сеновал в одном из помещений хозяйственного этажа. Перекрытие нижних этажей целиком состояло из каменных плит, покоящихся на арочной конструкции или на каменных опорных столбах. Дверной коробки не было, массивная низкая дверь закреплялась в проеме посредством выступающих пят. Жилище — двух-трехкамерное, размер комнаты 30 м2. Жизнь семьи проходила в одной комнате (очажной). Под высоким потолком (3–3,5 м) находилось небольшое окно с толстой ставней, мебель состояла из низких стульев, длинной скамейки-дивана, пол покрывали безворсовыми коврами, сидели на специальных круглых подушках.

Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застекленной верандой, большими окнами, деревянными полами. В интерьере сочетаются традиционные элементы (особенно в очажной комнате) с фабричной мебелью и технической аппаратурой. Сохраняется специализированная печь для выпечки хлеба — хьар.

Традиционная пища растительная, и мясо-молочная. Повседневная еда — хинкалы из пшеничной и ржаной муки, пшеничная лапша, каши из пшеничной муки и крупы. Широко использовали бобовые, из них, смешав с зерновыми, готовили и муку. Хлеб из пшеничной, ржаной, ячменной муки, пресный и на закваске пекли в специальных печах; специфический агульский — особый ажурный хлеб в виде розетки. Хлебцы готовятся из пресного теста. Хлеб из кислого теста плоской круглой формы, верх его украшается разнообразными узорами, с помощью скалки, ложки или палочки. Лицевую сторону обмазывают яйцом или молоком. В особо торжественных случаях или в дорогу хлеб заливают сверху халвой.

Мужчины носили нательную туникообразную рубаху, штаны, поверх которых надевали бешмет и черкеску. Нарядные бешметы и черкески носили с покупными дорогими кожаными поясами и серебряным набором. Из теплой одежды надевали меховые нагольные шубы двух типов: «кул», чуть приталенная, с обычным рукавом, небольшим шалевым воротником; «хыкул», шуба-накидка, трапециевидной формы, больших размеров, с длинным ложным рукавом, большим шалевым воротником. Чабаны и путники ходили в бурке. Из головных уборов мужчины носили папаху. На ноги во время работы надевали поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, обувь шаламар со шнуровкой в области носка. Повседневная обувь — сафьяновые мягкие чувяки мяхсар с обувью без задника, калоши (яхул калушар). На праздник обували хромовые сапоги (чакмавур). Зимняя обувь — вязаные сапоги (гивянар) с отогнутым назад носком.

Женщины носили туникообразную платье-рубаху, неширокие штаны, распашной халат валжаг с узким облегающим лифом и широкой юбкой. Нарядный валжаг дополняли серебряным поясом камар. Из теплой одежды носили овчинную шубу кул, пошитую в форме трапеции, с узким шалевым воротником или без него, но с отделанной сафьяном горловиной. Надевали различные безрукавки из овчины и материи, подбитые шерстью, ватой. Головной убор женщин — наволосник «къуч», покрывало-полотнище «ашмагъ». На ноги женщины надевали вязаную обувь с отогнутым носком, кожаную с вязаными носками. Молодые агулки носили украшения из серебра, которые отличались разнообразием, особым колоритом. Свадебная одежда отличалась обилием украшений.

Сегодня современные агулы носят одежду городского типа, только пожилые в сельской местности надевают отдельные элементы костюма: овчинные шубы, папахи, головные платки, безрукавки, вязаные носки.

Агулы считаются одним наиболее интернациональных народов Дагестана. Это отражается в их языке, культуре, обычаях, одежде, жилищах. Почти все они, знают несколько языков. А на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии.

Язык агульский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Несмотря на малочисленность носителей языка, в нём выделяется несколько наречий, что связано как с географической изоляцией отдельных групп агулов, так и с традициями эндогамии. Агулы относились к народностям Дагестана, не имеющим своей письменности. В 1990 г. филологи Мазанаевы создали письменность агулов. Сейчас в школах агульские дети изучают родной язык. На агульском языке издаются произведения агульских поэтов и писателей, выходит районная газета «Агульский вестник».

Источники:

  1. Февралёв Е. А., Наволокин Р. Е. Агулы [Текст] // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 107-113. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10439/
  2. https://travelask.ru/articles/aguly-pokoriteli-dagestanskih-gor
  3. http://www.opendag.ru/article/o-dagestane-i-dagestantsakh/narod-zhivushchiy-v-serdtse-dagestana-aguly/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8B

Фото:

  1. https://travelask.ru/articles/aguly-pokoriteli-dagestanskih-gor
  2. http://www.natpress.net
  3. http://www.etnolog.ru/image.php?id=AGUL
  4. https://u-teti-soni.blogspot.com/2018/01/blog-post_47.html
Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top