online

Монастырь Санаин

Храм Сурб Аменапркич

Храм Сурб Аменапркич

Санаин (арм. Սանահին) — памятник армянской архитектуры, церковный комплекс X—XIII веков. Санаин входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь расположен в одноименном селе, на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 м над уровнем моря. По другую сторону реки находится город Алаверди, дорога от которого до монастыря начинается у древнего Санаинского моста.

Точная дата основания монастыря не установлена. Однако известно, что в X-XI в. Число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Предполагают, что это были армянские священнослужители, изгнанные из Византии императором Романом Лакапином. В этот период Санаин приобрел значение просветительского центра Армении, школа при его монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими.

Монастырь занимает небольшую, около 2 га территорию, в центральной части которого, вокруг главного храма Санаина – Сурб Аствацацин – построены церковь Аменапркич и часовня Сурб Григор (X в.), здание академии (XI в.), книгохранилище (1063г.), здание галереи (конец X в.), притвор (1181г.) и колокольня (XIII в.).

Сурб Аствацацин – древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря. Здание, сложенное из полутесаного базальта, представляет собой крестовокупольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. Уцелевшие фрагменты штукатурки со следами росписи позволяют предположить, что интерьер церкви был украшен стенописями. С течением веков церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так, в 1652г. был надстроен купол.

Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X в. Она служила кафедральным собором Лорийского царства. Это сооружение относиться к тому же крестовокупольному типу, что и Сурб Аствацацин, от которой ее отличает лишь кладка, выполненная из чисто тесаных квадратов базальта, да детали, обусловленные большими размерами церкви. Достопримечательность этой церкви – помещение в верхней части восточного фасада скульптурная группа – цари Кюрике и Смбат, держащие в руках модель храма. Турки-сельджуки в 1064 г., а затем персы в 1104г. разграбили собор вместе с другими храмами Санаина. Дело завершило землетрясение 1139 г., которое значительно повредило весь ансамбль памятников. Последующие реставрации XIII-XIX в. Восстановив облик церквей, не вернули им, к сожалению, былого великолепия убранства.

Между церквами Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич строителями X в. Был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было принято остроумное и чрезвычайно правильное с инженерной точки зрения решение – заполнить пространство между церквами еще одной постройкой, которая создаст единую объемно-пространственную композицию, что значительно повысит сейсмическую устойчивость всех этих сооружений. Такой постройкой стало помещение Академии. Композиция его представляет каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и устоями, перекрытую каменными плитами.

Книгохранилище Санаина – крупнейшее средневековое книгохранилище Армении. Возведено оно было на вредства и по повелению царевны Грануш. В нем сохранялись не только манускрипты, но  и всевозможная ценна утварь монастыря. Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано восьмигранным шатром. Основной свет в течение дня проникает в помещение через круглый проем в его вершине, он же служит и для вентиляции. Роль шкафов здесь играли разнообразные по величине, форме и высоте положения десять ниш. Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» — вдоль его южной стены была возведена галерея, которая кроме как место для бесед использовалась в качестве усыпальницы знатных лиц. В ней до сих пор сохранилось надгробие княгины Нарджис, сестры Закарэ и Иванэ Захаридов.

Притвор монастыря в Санаине возведен на месте более раннего, разрушенного иноземцами и землетрясением. Новое помещение представляет собой квадратный зал, украшенный четырьмя центральными колоннами. Шатер притвора вытянут по высоте, это впечатление усиливается его восьмигранной формой со световым отверстием, сосредотачивающим взгляд зрителя на виднеющемся в вышине голубом небе. Лаконичные внешние формы притвора дошли до нас без существенных изменений.

Последним монументальным сооружением монастыря была колокольня. В отличие от деревянных вышек, часто служивших в средневековой Армении колокольнями, эта представляет собой квадратную в плане трехэтажную башню, увенчанную шестигранной ротондой, в которой висели колокола. Три различных по назначению этажа использовались следующим образом. Первый, в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским складом. Второй, состоящий из трех небольших приделов, использовался как молельня при монашеских бдениях. В просторном и светлом помещении третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей.

Рядом с основным комплексом расположена усыпальница семейства Захаридов. За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн XIII в. Это миниатюрное, квадратное в плане здание со сводчатым залом и двускатной кровлей. От всех прочих ее отличает наличие двух алтарных апсид, что делает ее скорее поминальной часовней. Правый алтарь ее был посвящен Воскресению, левый – Св. Григору, в память, вероятно, Григора Тутеворди, чей надгробный хачкар находится на территории монастыря.

Источник: www.abp.am
Фото Виктора Коноплёва

 

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top