online

Монастырь Дадиванк

Дадиванк

Дадиванк

Дадиванк (Хутаванк, Аракелоц, арм. Դադիվաճղ), монастырь в исторической области Арцах Великой Армении, в ущелье р. Тертер (Трту) Нагорно-Карабахской республики.

Согласно преданию, один из учеников апостола Фаддея, Дади, или Дадо, был предан здесь мученической смерти (отсюда название «Аракелоц» — апостольский). Название «Хутаванк» (букв.- монастырь на холме) восходит к армянскому слову «хут» (холм). Согласно летописным источникам, Дадиванк был основан во 2-й половине I в., а его название упоминается с IX в.

Дадиванк был одним из древнейших монастырей Армянской Апостольской Церкви, в средние века являлся крупнейшим монастырем армянского Хаченского княжества. Расцвет Дадиванка приходится на XIII в. Дадиванк являлся епископской резиденцией, располагал обширными поместьями, монастырь обслуживала большая деревня Хут. Дадиванк был неоднократно разорен (напр., после разрушения сельджуками в 1145 был восстановлен в 1170). В XVIII в. Дадиванк пустовал, вследствие походов 90-х гг. XVIII в. персидского Аги Мохаммед-хана Каджара, чумы и голода обезлюдели монастырские села, в поместьях обосновались курды племени коланов и айрумы (армяне-халкидониты, принявшие затем мусульманство). В 1813 г. территория Карабахского ханства и монастыря отошла России, после чего Дадиванк стал возрождаться, с переменным успехом вел борьбу за законное право владения поместьями. Посетивший монастырь в середине XIX в. архиепископ Саркис Джалалянц увидел руины, которые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах», территория монастыря использовалась как пастбище «для стад овец и скота». Лишь к 1917 г. управляющему Дадиванком Л. М. Тер-Аветикяну удалось отобрать у курдов и турок обширные пастбища, но с установлением советской власти и после передачи области Азербайджану Дадиванк прекратил существование. В 60-х гг. ХХ в. на территории Дадиванка была основана деревня. С 1993 г. территория района контролируется Нагорным Карабахом, с 1998 г. в монастыре производятся реставрационные работы.

На территории Дадиванка сохранилось около 30 построек (4 церкви, 2 гавита, галерея, колокольня и сооружения мемориального и гражданского назначения).

Однонефная церковь св. Дади (сохр. стены, частично ушедшие в землю) возведена предположительно в IX или XIII в. 2-я датировка подтверждается 19-строчной надписью настоятеля монастыря Тер-Атанаса (в центральной части южного фасада, под окном, между пилястрами). По сторонам полукруглой апсиды, вписанной во внешний прямоугольник стен, устроены узкие пастофории. Своды на подпружных арках опирались на 3 пары пилястр. С запада и юга располагаются входы с орнаментированными наличниками. В алтаре сохраняется раннесредневековая стела над могилой св. Дади.

С запада к церкви примыкает 4-колонный жаматун (гавит, 1224), в интерьере которого по всей восточной стене установлены или вмурованы в пол хачкары. 2-й сводчатый гавит и зальная церковь с прямоугольным алтарем присоединяются к церкви св. Дади с юга.

Галерея на колоннах, расположенная вдоль этих 2 зданий, связывает их с соборным храмом Катогике, или Арзу-хатун (1214), основанным Арзу-хатун, супругой великого князя Вахтанга. Об этом сообщает строительная надпись в 19 строк: «…я, покорная слуга Христоса Арзу-хатун, дочь князя князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена… построила собор на месте могилы мужа моего и детей моих Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…». Это крестообразный внутри и прямоугольный снаружи купольный храм (12,3×10,6 м, высота 18,5 м) с 2-этажными часовнями по углам. Над подкупольными арками, со ступенчатым профилем, возвышается высокий барабан, прорезанный 8 окнами. Снаружи стены храма опоясывает аркатура. Центральная из 5 разновеликих арок каждого фасада повышена. Под ней на западной и северной стенах помещены порталы, на южной и восточной — рельефные композиции. На южном фасаде, по сторонам окна, находится традиционная рельефная ктиторская композиция, изображающая князей Асана и Григориса с моделью храма. На восточном фасаде, над окном и непосредственно под центральной аркой, представлены погрудные образы св. Дади и кн. Вахтанга с нимбами, также с моделью церкви. Поверхность обоих фасадов заполнена строительными и дарственными надписями. С северной стороны главного портала церкви был орнаментированный камень с надписью: «Скульптора Погоса помяните», исчезнувший в 80-х гг. ХХ в. Северную стену украшает глухой декоративный портал, обращенный к обрыву. 16-гранный снаружи барабан оформлен аркатурой на высоких сдвоенных колонках, в полях которой чередуются узкие окна и треугольные ниши, а тимпаны украшены орнаментальными вставками. В кладке собора использованы камни разных цветов: плиты кровель темно-серого оттенка, на розовом фоне основной кладки барабана контрастно выделяется белокаменная аркатура. Стены изнутри были покрыты штукатуркой и расписаны. Фресковая роспись, созданная при реставрации храма в 1312 г., сохранилась частично. На южной стене — сцена вручения свт. Николаю Чудотворцу Христом митры и Богоматерью омофора, сюжет очень редкий для Армении, т. к. почитание свт. Николая Чудотворца здесь не было распространено. На правой стороне северной стены — сцена побиения камнями св. Стефана.

Отдельно стоящая юж. малая церковь (не ранее 1211) имеет традиционную для Армении структуру купольного храма. В живописно выполненную кладку вмурованы хачкары, барабан фигурно выложен кирпичом и камнем, кровли и шатер черепичные.

Неск. южнее малой церкви находится почти квадратное в плане здание (1211), названное в строительной надписи «тачаром» (букв.- храм). 4 круглые колонны поддерживают систему сводов с верхним световым отверстием. К этому зданию пристроены трапезная и кухня (XIII в.). 2-й этаж кухни представляет собой анфиладу сводчатых монашеских келий с множеством ниш и камином, открывающихся на сев. сторону.

В южной части монастыря расположены несколько служебных и гражданских построек. С востока к «храму» примыкает 2-этажное здание, состоящее из 3 помещений (датируется надписями Тер-Атанаса между 1263 и 1291), которые считают библиотекой и скрипторием.

Здание колокольни (1283 датированы установленные в интерьере хачкары) венчает ротонда с остроконечным шатром. Интерьер нижнего яруса декорирован парными хачкарами.

На юго-востоке комплекса сохранились несколько примыкающих друг к другу построек различного назначения: княжеские покои, часовня, гостиница, маслобойня, погреб (все XII-XIII вв.).

 

Источник: Православная энциклопедия,  Т. 13, С. 638-639

Фото Виктора Коноплёва

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top