online

Их взгляд на трагедию. И на жизнь

СОБЫТИЕ

«Наша Среда online» — С восприятием трагедии, постигшей армянский народ более ста лет назад – Геноцида армян в Османской империи знакомит необычная выставка, открывшаяся 16 апреля в Музее-институте Геноцида в Ереване. Необычность её – в том, что представленные в экспозиции произведения (живопись, скульптура малых форм, керамика, гобелены) создали наши сограждане, с которыми мы, наверное, встречаемся чуть ли не ежедневно. Однако стараемся не замечать, упиваясь, наверное, чувством собственного превосходства. Хотя зачастую – ещё посмотреть, кто кого превосходит…

Эта выставка – беспрецедентная в новейшей (а может, и не только в новейшей) истории Армении. Потому что все её авторы – люди с инвалидностью. Что, как можно убедиться, вовсе не мешает им создавать произведения, способные привлечь внимание, заинтересовать.

Инициатором выставки “Геноцид – глазами лиц, имеющих инвалидность” стала общественная организация “Унисон”, деятельность которой нацелена на защиту прав инвалидов а Армении. Поддержку оказали учебно-культурный центр “Айордац тун” (г. Гюмри) и ОО “Центр прав человека и геноцидоведения”.

— Когда к нам обратились по поводу организации такой выставки, мы сразу же пошли навстречу,- говорит директор Музея-институте Геноцида армян Арутюн Марутян.- Ведь Геноцид армян – трагедия, не имеющая срока давности, потрясающая до глубины души всех наших сограждан и соотечественников. И пробуждение творческого порыва, стремление отразить такую тему можно только приветствовать.

Параллельно с организацией выставки, был также проведен художественный конкурс на ту же тему. Проект реализован при содействии Фонда “Парос”. В конкурсе приняли участие 15 авторов, они представили 40 произведений, 23 из которых были отобраны для выставки. В ближайшее время они будут опубликованы и в виде буклета.

По словам председателя ОО “Унисон” Армена Алавердяна, от авторов принимались работы без всяких ограничений по стилю, жанру, технике исполнения, и т.д. Единственное требование – надлежащий художественный уровень и соответствие заявленной теме: на первом месте должно все-таки быть искусство, а не “ремеслуха”.

— Инвалиды хотят на равных участвовать в событиях, имеющих важность для нашего народа и нашей страны,- подчеркивает г-н Алавердян.- Ведь они – такие же равноправные граждане государства, как и все остальные. Инвалидность не должна висеть над человеком, как приговор. Недюжинный потенциал людей, по тем или иным причинам ставших инвалидами, может и должен быть востребован. А в Армении возможностей для этого пока, к сожалению очень мало.

Член жюри, председатель организации “Центр прав человека и геноцидоведения” Лилит Мартиросян убеждена: все участники выставки и конкурса заслуживают самых добрых слов. “В их произведениях налицо творческий подход, богатая цветовая гамма, выразительность. Думается, данная выставка – достойный вклад в преодоление стереотипного отношения к людям с инвалидностью”,- отмечает г-жа Мартиросян.

По решению жюри в составе Л.Мартиросян, графика-дизайнера Мушега Гарукяна и живописца Сурена Восканяна, лучшими в конкурсе признаны:

  • В номинации “Геноцид – моими глазами” – Генри Вартанян;
  • В номинации “Мы равны” – Армине Минасян;
  • В номинации “Доступная Армения” – Андраник Балабанян.

От себя “Унисон” присудил также три поощрительных приза – Ирине Егиазарян (Гюмри), Карену Даниеляну и Ашоту Ордуханяну. Все лауреаты удостоились почетных грамот и денежных премий.

Генри Вартанян на своей картине, названной “1915-1916”, изобразил дерево, левая часть которого обуглена и мертва, а с правой – правой пробиваются новые живые ростки. “Так я попытался выразить человека, который, перенеся ужасы Геноцида, находит в себе силы к новой жизни,- говорит Генри.- Та чудовищная трагедия выкосила сотни тысяч невинных жертв. Но всё же не нужно замыкаться в своём горе. Ибо жизнь продолжается”.

Бронзовая композиция Андраника Балабаняна “Пшеница” изображает налитые пшеничные колосья, на которых покоится ведущая ввысь лестница (на память сразу приходит одна из неувядающих композиций Led Zeppelin – А.Г.)

— Это символизирует движение к лучшему,- поясняет Татьяна Балабанян, мать Андраника (сам он, к сожалению, беседовать не может – из-за серьезных проблем со слухом).- Если проходишь свою жизнь достойно, то и будущее окажется таким, каким ты его заслуживаешь.

Татьяна искренне гордится способностями сына. “Андраник учился в Художественном училище им. Терлемезяна, потом – в Академии художеств,- говорит она.- Участвовал в ряде выставок. Сильна в нем художественная жилка. Наверное, гены работают: у ас в роду были архитекторы, композиторы, музыканты.

По оценке Арутюна Марутяна, выставку можно считать заметным культурным событием.

— Я, конечно, не искусствовед,- говорит он,- но, думается, физические недуги не должны сдерживать полет творческой мысли. Здесь как раз налицо такое творчество. Подобные попытки можно только приветствовать.

— Стало быть, продолжите контакты с “Унисоном”?

— Надеюсь, что продолжим. И не только с художественном плане. Вот г-н Алавердян совершенно справедливо указывает на отсутствие доступного для инвалидов спуска к Вечному огню на Мемориале в Цицернакаберде. Надо как-то решать этот вопрос. Поразмыслим, к кому обратиться, и какие возможны оптимальные технические решения. Лично я собираюсь озвучить эту проблему, когда получится побеседовать с руководителями госструктур. А потом и письменно обратимся.

Выставка “Геноцид – глазами лиц, имеющих инвалидность” будет работать до 20 апреля. Но и после этого изобразительное искусство не покинет Музей-институт Геноцида: администрация учреждения намерена организовать здесь постоянно действующий выставочный зал. На очереди – выставка произведений видного живописца Жансема (Ованес Семерджян, 1920-2013, французский художник армянского происхождения). В экспозицию войдут около половины из 34 полотен, которые в своё время Жансем подарил Музею-институту.

Ашот Гарегинян

Фото автора

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top