online

Истории о торговцах и купцах. Сын Рамаза Костанд и Америка

Хачатур Дадаян

Хачатур Дадаян

Факт – это король Истории. Однако зачастую он бывает голым, подобно манекену на витрине. Все рассказанные здесь истории основаны на точных и достоверных фактах. Я лишь старался придать им литературную форму и облачить в одежды обнажённые манекены.

Хачатур Дадаян

 

1. Сын Гюлум и её супруг
2. Ответ Кромвелю

3. Сын Рамаза Костанд и Америка

 

В 1653 году губернатором штата Вирджиния в Америке был Эдуард Диггс – сын бывшего посла Англии в России сэра Дадли Диггса. Молодой Эдуард именно там, в России, общался с новоджугинскими купцами – монопольными постав­щиками шёлка-сырца, развернувшими бурную торгово-экономическую деятельность.

Оказавшись в Вирджинии, Эдуард Диггс вознамерился основать шелко­вод­ство и шел­ко­­ткачество, периодически из Англии получал коконы шелкопряда, однако за неимением опы­та и соответствующих способностей не мог добиться результата. Например, ему было невдо­мёк, что зимой армяне держали шелковичных червей под мышкой, чтобы те не по­гиб­ли от холода. Так, кто же мог помочь ему в этом? Конечно же, армяне – мастера этого дела.

Исходя из этого побуждения Диггс на свои собственные деньги доставил в Америку некоего Геворга. Они проработали вместе год-два, однако безрезультатно, и не по причине без­дарности Геворга, а потому что табак «сожрал» шелкопряда, то есть вместо шелкоткачества в Америке стало развиваться табаководство.

Видя бесперспективность начатого дела, Геворг решил вернуться на родину. Однако этому воспротивился совет старейшин Вирджинии, который в декабре 1656 года принял следующее решение: «Армянину Геворгу в качестве поощрения, а также для того чтобы он остался в стране и продолжил дело шелководства, выдать 4000 фунтов табака». Штат выдавал Геворгу табак, чтобы тот занимался торговлей, не покидал страны и продолжал прежнее дело.

Однако увещевания не помогли, армянский шелковод не поддался уговорам. Вернулся до­мой.

Можете спросить, какую связь имеет это с сыном Костанда Рамазом? А вот какую.

В семинарии при церкви Сурб Аменапркич[1] в Новой Джуге готовили про­фессиональных торговцев: обучали арифметике, географии и торговому ремеслу. Учёбой заведовал сын Рамаза мастер Костанд, или Костанд Джугаеци, который в 1685 году наконец довёл до завершения свой многолетний кропотливый труд – рукопись под названием «Собрание о мире. Наставление для подрастающего поколения и молодых торговцев». Это был исключительный труд – единственное в своем роде руководство по вопросам торговли.

В «Собрании» мастер Костанд учил четырём действиям арифметики с дробями и целыми чис­лами; здесь были тринадцать задач с их решениями; соотношение валют различных стран; учёт денег, выданных под проценты; приёмы вычисления прибыли, полученной от вложенных сумм; проблемы расчёта завещаний – всё это по бинарным и трёхкратным системам вы­чис­ления; разнообразные данные о размерах и весовых показателях. Вдобавок он перечислил все известные ему страны и города. В этом списке присутствовала следующая запись: «енки дуния». «Дуния» по-персидски означает «мир», а «енки» – «янки», то есть «страна янки» – Америка…

Откуда мог знать о разных странах и городах не покидавший Новой Джуги наставник церковного училища Костанд, сын Рамаза? У него была единст­вен­­ная возможность – порасспросить возвратившихся домой из разных концов света сограждан-торговцев.

Не будь вернувшегося из Вирджинии шелковода Геворга, откуда было знать варпету Костанду о существовании далёкой заокеанской «енки дунии» – страны, где живут янки?..

[1] Св. Спасителя.

 

Хачатур Дадаян

Перевод на русский язык Эринэ Бабаханян

Продолжение

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top