online

Иранская политика в отношении Армении: основные направления прагматического партнерства

А.А. Корнилов, д.и.н., профессор, зав. кафедрой зарубежного регионоведения

А.С. Матвеев, аспирант

(факультет международных отношений, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)

 (Статья опубликована в 2012 году)

iran-armeniaИсламская Республика Иран при президенте М. Ахмадинежаде продолжает выстраивать прагматические отношения с государствами соседних регионов. Отношения со странами Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива остаются сложными и противоречивыми. Тегеран вынужден учитывать интересы и наступательную политику ряда арабских стран и Соединенных Штатов. Целый ряд государств продолжает оказывать мощное экономическое и политическое давление на Иран в рамках кампании борьбы с ядерными амбициями Тегерана.  Данное обстоятельство в значительное мере сужает Ирану пространство для политико-дипломатического маневра, а после решения ЕС 2012 г. об отказе закупать иранскую нефть еще больше заставляет Тегеран укреплять выгодные отношения с надежными партнерами. Одним из таких проверенных партнеров выступает Республика Армения.

Развитие ирано-армянских отношений осложняется усиливающимся интересом к Закавказью великих держав, соперничающих негосударственных акторов. Закавказье остается не только регионом, обладающим выгодным геополитическим положением, полезными ископаемыми, но и территорией инвестиционных и политических рисков. По мнению американского геополитика и бывшего помощника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, Закавказье и Иран являются частью «Евразийских Балкан», которые ассоциируются с европейскими «Балканами» с этническими конфликтами и соперничеством великих держав в этом регионе. «Про три закавказских государства – Армения, Грузия и Азербайджан – можно сказать, что они образованы на основе подлинно исторически сложившихся наций. А внешние конфликты моги бы стать ключевой проблемой для их благополучия» [1]. — отмечает З.Бжезинский.

Ирано-армянские отношения принято рассматривать как особые. Несмотря на религиозные и идеологические различия, современные отношения между Арменией и Исламской Республикой Иран остаются доброжелательными. Армения и Иран выступают стратегическими партнерами в регионе. Для Армении такое партнерство означает, прежде всего, экономически взаимовыгодные  проекты и политическую поддержку со стороны Ирана, что немаловажно в условиях почти тотальной экономической блокады. Исходя из прагматических соображений выживания, Армения не поддерживает какие-либо санкции против Ирана. Основополагающий документ Республики Армения – Стратегия национальной безопасности 2007 г. – прямо утверждает: «Непосредственной угрозой национальной безопасности Армении может стать возможное применение международным сообществом широкомасштабных экономических санкций в отношении Ирана».[2] Республика Армения осуществляет свою стратегию внешней безопасности, руководствуясь тем расчетом, что «Стратегические отношения с Россией, выбор европейского пути развития, взаимовыгодное сотрудничество с США и Ираном, членство в СНГ и ОДКБ, развитие сотрудничества с НАТО расширяют потенциал осуществления политики взаимодополняемости».[3]

Концептуальные утверждения поддерживают лидеры двух стран во время своих публичных выступлений. Так, на встрече президента Ирана с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном 23 декабря 2011 г., Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран намерен развивать отношения с Арменией во всех областях. Премьер-министр Армении, в свою очередь, призвал к развитию отношений между двумя странами, добавив, что Иран является важным региональной державой[4].

Стратегия национальной безопасности Республики Армения ясно характеризует взаимоотношения двух стран: «Безопасность Армении в основном обусловлена отношениями с соседними странами, а также событиями, происходящими в них и вокруг них. Для Армении развитие традиционных добрососедских отношений с Ираном обусловлено рядом объективных факторов, имеющих существенное значение — соседством, историко-культурными связями, взаимными экономическими интересами. По территории Ирана проходят транспортные маршруты, связывающие Армению с внешним миром. В условиях экономической и транспортной блокады со стороны двух соседних стран велика роль Ирана как страны, обеспечивающей стратегически важный выход в Азию и к Ближнему Востоку. Осуществляется сотрудничество между энергетическими системами двух стран, реализуется ряд программ, направленных на обеспечение альтернативных источников энергетической безопасности Армении. Особая значимость отношений с Ираном для Армении обусловлена также тем, что, будучи весомым представителем региона и исламского мира, Иран в вопросе урегулирования карабахского конфликта в основном демонстрирует сбалансированный подход. Армения продолжит развивать экономическое сотрудничество с Ираном в области энергетики, по увеличению объемов торговли, формированию новых коммуникаций и эффективному использованию уже имеющегося потенциала. Армения придает важное значение вовлеченности Ирана в разнообразные процессы, происходящие на Южном Кавказе, и рассматривает ее в качестве одного из факторов сохранения стабильности и равновесия».[5] Иными словами, по всем параметрам стратегических расчетов Армении, ИРИ стоит в списке наиболее важных и приоритетных партнеров.

Именно это имел в виду иранский президент М. Ахмадинежад, выступая 23 декабря 2011 г. в парламенте РА, когда сказал: «Иран и Армения имеют общие позиции по различным региональным и международным вопросам, Тегеран и Ереван имеют схожие позиции по различным вопросам, в том числе установление мира и справедливости в мире»[6].

Сближение двух стран, понимаемое на доктринальном уровне, цементируется очень конкретными, ощутимыми для экономики и финансового положения Ирана и Армении, проектами. К таким проектам относится строительство газопровода Иран — Армения, который сдан в эксплуатацию в 2007 году. Трубопровод общей протяженностью 140 километров, 100 километров из которых находится в иранской территории и в 40 км на территории Армении, способен передавать 10 миллионов кубических метров иранского газа в Армению в день на начальном этапе. Трубопровод имеет приблизительную стоимость 120 млн. долл. США, 85 процентов этой стоимости финансировались Банком развития экспорта Ирана (EDBI), а остальные 15 процентов — Республикой Армения. Открытие трубопровода позволит осуществить передачу 400 миллионов кубометров иранского газа в Армению в год в течение первого этапа проекта[7], Газопровод проходит от иранского Тебриза до границы с Арменией и дальше от армянского поселения Мегри до Каджаран[8]. Благодаря трубопроводу Армения сможет ежегодно импортировать более 1млрд.куб.м. иранского газа, что станет одним из гарантов ее энергетической безопасности, плата за газ будет производиться не валютой, а электроэнергией, выработанной на территории Армении.[9]

Планирование и реализация экономических проектов сопровождаются интенсивными визитами лидеров двух стран. Первый свой визит в Иран в качестве президента РА Серж Саргсян совершил 13 апреля 2009 года. Президент подчеркнул, что Армения придает особую важность динамичному расширению отношений с ИРИ, рассматривая Иран как надежного, имеющего ключевую важность соседа и «друга в трудные дни». Он выразил благодарность за дружественное содействие, оказанное в вопросе поставок в Армению через территорию Ирана товаров первой необходимости как в дни августовских событий 2008 г., так и в первые годы независимости[10].

Во время официального визита подчеркивалась важность мирного урегулирования всех существующих проблем переговорным путем. Президенты Армении и Ирана рассматривают сотрудничество, мир и стабильность важными предпосылками для благополучия и процветания всех народов региона. В данном случае речь идет об искреннем стремлении лидеров и народов двух стран к миру и сотрудничеству в регионе. Ни Армения, ни Иран никоим образом не заинтересованы в обострении военно-политической обстановки в Закавказье и прилегающих районах Ближнего и Среднего Востока.  Президент С. Саргсян выразил благодарность Президенту Ирана за взвешенный подход, постоянно проявляемый им в вопросе Нагорно-Карабахского конфликта[11].

Следует подчеркнуть и такой важный элемент визита президента Армении: в Тегеране С.Саргсян встретился с Духовным лидером Исламской Республики Иран аятоллой аль-узма Сейедом Али Хаменеи. Президент Республики Армения и Духовный лидер Ирана выразили уверенность, что только основанный на мире, стабильности в взаимовыгодном сотрудничестве регион может принести процветание и развитие народам, которые в нем живут. Высоко оценивая вклад Сейеда Али Хаменеи в дело укрепления армяно-иранских отношений, Президент Армении выразил благодарность Духовному лидеру Ирана за проявленное им заботливое отношение в вопросе сохранения находящихся в соседней стране ценностей армянского историко-культурного наследия[12].

На встрече с армянской общиной Ирана в 2009 году С. Саргсян высоко оценил помощь и Ирана Армении: «В час суровых испытаний Иран поддержал армянина и Армению. Побывавшие на волоске от гибели в истреблении и Геноциде конца XIX – начала XX веков армянские беженцы нашли приют и на этой земле. Семнадцать лет назад Иран в очередной раз протянул руку армянскому народу, борющемуся за свою независимость и свободу, став живительным источником для борющихся в блокаде армян»[13].

Армяно-иранские отношения в 2010-2011 гг. были отмечены новой активностью и эффективными проектами сотрудничества. В начале 2011 г. иранские компании и учреждения в Армении выполняли более 10 крупных проектов, в Армении открывались совместные предприятия, что еще больше укрепляло двустороннее сотрудничество между сторонами[14].

В феврале 2010 года Армения и Иран заключили соглашение «Электроэнергия в обмен на газ». В частности Армения, предложила поставить в Иран 2,4 млрд. кВт/ч электроэнергии. Иран в свою очередь обязался дать 801 млн. куб. м газа. Согласно договору, Иран должен за 1 кВт/ч электроэнергии предоставить 3 куб. м газа. В программу будут включены пятый энергоблок Разданской ТЭС и реконструированная Ереванская ТЭС[15]. В 2010 году после реконструкции Ереванская ТЭС сдана в эксплуатацию, которая расходует в 2,5 раза меньше природного газа, тем самым снижая себестоимость электроэнергии. Это обстоятельство позволило в условиях повышения цен на газ оставить тарифы на электроэнергию неизменными и существенно увеличить объемы электроснабжения в Армении[16].

Двустороннее экономическое сотрудничество между Арменией и Ираном включает расширение сотрудничества в нефтяной и нефтехимической сферах, в том числе, строительство на территории Армении терминала жидкого топлива, мощностью до 1,5 млн. тонн. По предварительным расчетам Министерства энергетики Армении, строительство терминала нефтепродуктов и трубопровода оценивается в 260 млн. долларов[17].

В начале февраля 2010 между министерствами энергетики Армении и Ирана была достигнута договоренность по строительству трубопровода для транспортировки нефтепродуктов из Ирана в Армению. Началом строительства стала осень 2011 года, строительство должно продлиться два года. Длина трубопровода составит 350 километров, а диаметр 250 мм. Финансирование проекта, стоимость которого оценивается в 200 млн. долларов, будет осуществляться за счет иранского кредита. Армения будет получать по трубопроводу Тебриз — Ерасх готовые нефтепродукты из Ирана. Проект строительства нефтепродуктопровода является проявлением активизации политики Ирана в регионе, его политических интересов. Для Ирана во многом это политический проект, направленный на укрепление позиций на армянском энергетическом рынке и вообще в Закавказье[18]. Для Республики Армения данное соглашение диверсифицирует источники нефтепродуктов и усиливает альтернативность их поставок.

Национальное Собрание Армении ратифицировало кредитные соглашения о получении финансовых средств на сумму в 500 млн. долларов от Азиатского банка развития на реализацию проекта строительства транспортного коридора «Север-Юг», а также на реконструкцию и ремонт дорог внутри Армении. Соглашения предусматривают предоставление финансовых средств несколькими траншами в течение 2010-2017 годов. Предполагается, что последний транш должен поступить не позднее 31 декабря 2017 года. Кредит выдается сроком на 32 года. По соглашению, армянская сторона обязуется выплачивать Азиатскому банку развития ежегодно под 1% годовых с восьмилетним льготным периодом, а в течение последующих 24 лет процент достигнет 1,5%[19].

Развитие транспортного коридора «Север-Юг», включает строительство и ремонт автодорог от южной границы Армении с Ираном до северной границы с Грузией. Программа охватывает ремонтные и строительные работы на автомагистрали Агарак – Капан – Ереван – Гюмри – Бавра. Ее цель — улучшить дорожно-транспортную связь Армении с соседями — Ираном и Грузией, обеспечить выход Армении к международным торговым путям и рынкам. В частности, автомагистраль будет тянуться от юга Армении — области Мегри до грузинских портов на Черном море — Батуми и Поти. Особое значение имеет то обстоятельство, что программа «Север-Юг» включает строительство и ремонт дорог в приграничном с Ираном районе Армении – Мегри[20].

Армения и Иран планируют построить на пограничной реке Аракс две самые мощные на Южном Кавказе гидростанции: с армянской стороны ГЭС будет располагаться в Мегри, а с иранской стороны — в Карачиларе. Строительство ГЭС в Мегри и Карачиларе будет осуществляться параллельно, что позволить оптимизировать расходы на 10-15%. Каждая из станций будет ежегодно вырабатывать по 793 миллиона КВтч электроэнергии. Расчетная мощность Мегринской ГЭС составит 130 МВт. Строительство Мегринской ГЭС, которое продлится пять лет, оценивается в 323 миллиона долларов, которые инвестирует Иранская инвестиционная компания. Производимая на ГЭС электроэнергия будет в значительной степени способствовать развитию приграничных районов, а ее оставшаяся часть будет использоваться для обмена электроэнергией с Ираном[21].

После завершения строительства ГЭС на протяжении 15 лет будет эксплуатироваться иранской компанией Farat-Sepasat. Выработанная электроэнергия будет поставляться в Иран, за счет чего должны быть покрыты инвестиции иранской стороны. После 15 лет эксплуатации ГЭС перейдет к Армении на правах собственности[22]. Соглашение о строительстве двух ГЭС на пограничной реке Аракс, было подписано между Арменией и Ираном 19 марта 2007 года[23].

В рамках двухстороннего экономического сотрудничества особую важность имеют проекты: строительства железной дороги, которая соединит две страны, а также третьей высоковольтной линии электропередач и совместного строительства гидроэлектростанций на реке Аракс[24]. Протяженность новой линии составит 430 км, в том числе 350 км по территории Армении и 80 км по территории Ирана. Дорога должна стать самым коротким сухопутным путём из Персидского залива, Индии и Китая в Европу через Армению. Предполагаемый срок строительства железной дороги составляет пять лет[25].

Премьер-министр Тигран Саркисян 27 января 2010 года на встречи с министром иностранных дел ИРИ  высоко оценил железнодорожное строительство: «Строительство железной дороги является одним из наших приоритетов. Между президентами двух стран уже есть достигнутые договоренности. Эта программа имеет серьезное социальное, экономическое и политическое значение»[26]. Добавим к этой статистике, что уровень торгового обмена к 2011 между Ираном и Арменией увеличился на 38 процентов и достиг 270 миллионов долларов в год[27].

Иран и Армения подписали пять документов о сотрудничестве и меморандумы о взаимопонимании (МОВ), во время визита президента М. Ахмадинежада в Армению 23 декабря 2011 г. Соглашения были подписаны президентом М. Ахмадинежадом и президентом С. Саргсяном.  Соглашения включают в себя сотрудничество в области строительства и запуска гидроэлектростанции растений на реки Аракс, совместном сотрудничестве между Институтом стандартов и промышленных исследований Ирана и Армении, Национального института стандартов, сотрудничество в сфере социального обеспечения и по делам, а также двусторонние экологические сотрудничества[28].

В настоящее время армяно-иранская межправительственная комиссия играет важную роль в армяно-иранских экономических отношениях. Десятками межправительственным и межведомственным документов регулируются отношения между министерствами Армении и Ирана, а также другими государственными структурами. Воплощаются в жизнь проекты стратегического характера. Экономическая модель армяно-иранского сотрудничества выгодна обеим сторонам и в то же время выступает мощным компонентом стабильности в региональных и субрегиональных политических процессах, существенным гарантом безопасности двух стран.

Такое понимание двустороннего сотрудничество неоднократно высказывал президент Ирана. Пользуясь фактом первого визита президента С. Саргсяна в Тегеран, М.  Ахмадинежад еще 14 апреля 2009 г. заявил, что сотрудничество между Ираном и Арменией, странами региона с общими культурными чертами приведет к миру, развитию и безопасности для всего региона[29].

Спустя два года, 23 декабря 2011 г. на встрече с  президентом Армении С. Саргсяном президент М. Ахмадинежад заявил, что Армения и Иран имеют тысячелетние культурные и исторические связи, между странами нет пограничного спора, и христианское армянское меньшинства в Иране имеет официального признания. Отношения между Арменией и Исламской Республики Иран по-прежнему крайне дружественные, Армения и Иран являются стратегическими партнерам[30]. Региональные государства способны обеспечить безопасность в регионе за счет расширения двусторонних связей, президент Ирана М. Ахмадинежад заявил президент Ирана на встрече с премьер-министром Армении 26 Октября 2010 г.[31].

Весьма перспективной, на наш взгляд, выступает кооперация двух стран в сфере науки. Президент М. Ахмадинежад утверждает, что Иран готов передать свой ​​опыт в различных областях науки с другими странами, включая Армению[32]. Заметим, развитие контактов в научной сфере — важное направление региональной политики Ирана. Приобретение лидерских позиций в разработке современных наукоемких  технологий, в первую очередь в энергетике, остается не только важной экономической, но и политической задача Ирана. Опираясь на тесное взаимодействие в научной сфере, Тегеран  планирует продвигать стратегическое партнерство со странами Кавказа и других стран Юго-Западной Азии в важных областях: энергетическом секторе, сфере программного обеспечения и т.д. Неслучайно 23 мая 2010 г. президент М. Ахмадинежад на встрече с армянским министром образования и науки Арменом Ашотяном подчеркнул, что укрепление научного сотрудничества подготовит соответствующее основание для усиления связей между Ираном и Арменией[33].

Подводя итог, следует сказать, что иранская политика в отношении Республики Армения испытывает сильное влияние стратегии президента М. Ахмадинежада. Стратегические установки М. Ахмадинежада базируются в первую очередь на идее справедливости, имеющей свое начало в одном из столпов ислама ‘адль (адалят – справедливость Аллаха, Божественная справедливость). Прагматическая адаптация принципа ‘адль к международной сфере предполагает равный партнерский диалог со всеми государствами, без ущемления чьих-либо интересов в независимости от значимости государства в мире. В то же время отношения с государствами ближайших регионов, включая Республику Армения,  иранская правящая элита выстраивает, исходя из национальных интересов ИРИ. Частично произошло возвращение к внешнеполитическим идеям имама Хомейни о справедливости и победе угнетённых над угнетателями. Тем не менее, М. Ахмадинежад не отказывается от диалога, поскольку понимает пагубные последствия политической и экономической изоляции Ирана. Президент и его сторонники в правительстве и парламенте Ирана сохраняют курс на создание многополярного мира, коллективное противодействие международным угрозам. В этом смысле, а также с учетом нестабильных факторов региона Закавказья, партнерство с Арменией остается для Ирана доктринальной константой и существенным императивом внешнеполитического курса.

 

Библиография:

Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1998.

Anoushiravan Ehteshami, MahjoobZweiri.  Iran’s Foreign Policy From Khatami to Ahmadinejad. Ithaca Press, 2008. 168 p.

Hooman Peimani. Conflict and security in Central Asia and the Caucasus. ABC-CLIO, LLC  Santa Barbara, California 2009. 400 p.

Lucinda Ruth De Boer. Analyzing Iran’s Foreign Policy. Lambert Academic Publishing, 2010. 152 p.

Shireen Hunter. Iran’s foreign policy in the post-Soviet era: resisting the new international order. ABC-CLIO, 2010. 316 p.

 مىر ابراهىم،روابط ايران با جمهورىهاى قفقاز: از سال 1991 تا کنون،نشر دادگستر،, 2005

بهادور زارعى، نگرشى بر سىاست خارجى ايران در ژئوپلتىک منطقه خزر و آسياى جنوبى،انتشارات بهمن برنا،, 2006

Iran’s Policy in Relation to Armenia: the Main Directions of Pragmatic Partnership

Iran having faced continuing international pressure strives to develop very effective partnership with Republic of Armenia. Foreign and security policy doctrines and concepts of two states support close cooperation. Iranian-Armenian cooperation develops around strong economic and energy ties. Two countries also share some political views and assessment of contemporary international relations and trends of world and regional politics. Both Tehran and Yerevan consider bilateral cooperation as a very important factor of regional peace, security and stability. Iranian policy towards Armenia is influenced by President Ahmadinejad understanding and ideas of justice in international relations and regional policy.


[1] Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1998.

[2] Стратегия национальной безопасности Республики Армения // Министерство иностранных дел Республики Армения(Одобрена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 г.) // http://www.armeniaforeignministry.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf

[3] Там же.

[4] President in a meeting with Armenian PM: Stress on development in Tehran- Yerevan ties relations in all fields 23.12.2011 http://president.ir/en/33301

[5] Стратегия национальной безопасности Республики Армения.

[6] President in a meeting with the Armenian Parliament Speaker: Iran, Armenia have common stand on international issues 23.12.2011  http://president.ir/en/33311

[7] Iranian Armenian presidents hold talks 19 March 2007 http://president.ir/en/3593

[8] Iranian Armenian presidents open gas pipeline 19 March 2007 http://president.ir/en/3595

[9]Казарян Э. Л. Южнокавказская политика Ирана в энергетической и транспортной сферах/ Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета (серия гуманитарные и общественные науки). Изд-во РАУ, № 1, 2007 г.

[10] Официальный визит Президента Сержа Саргсяна в Исламскую Республику Иран 13.04.2009// http://www.president.am/events/visits/rus/?visits=1&search=%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD&id=56

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Речь Президента Сержа Саргсяна на встрече с армянской общиной Ирана 14.04.2009 // http://www.president.am/events/statements/rus/?search=%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD&pn=1&id=34

[14] Иран, двусторонние отношения // Министерство Иностранных Дел Республики Армения//URL: http://www.mfa.am/ru/country-by-country/ir/ (дата обращения 25.04.2011)

[15] Сажин  В.И. Иран: январь – февраль 2011 г. Экономическая ситуация //Институт Ближнего Востока //  URL : http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/07-04-11b.htm (дата обращения 25.04.2011)

[16] Стенограмма выступления Премьер-министра Тиграна Саркисяна во время годового отчета о выполнении государственного бюджета Республики Армения за 2009 год // Правительство Республики Армения // URL : http://www.gov.am/ru/speeches/1/item/3014/ (дата обращения 25.04.2011)

[17] Сажин  В.И. Иран: январь – февраль 2011 г. Экономическая ситуация //Институт Ближнего Востока //  URL : http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/07-04-11b.htm (дата обращения 25.04.2011)

[18] Там же.

[19] Началась работа седьмой сессии НС РА четвертого созыва // Национальное Собрание Республики Армения // URL : http://www.parliament.am/news.php?do=view&cat_id=2&day=01&month=02&year=2010&NewsID=3740&lang=rus (дата обращения 25.04.2011)

[20] Стенограмма выступления Премьер-министра Тиграна Саркисяна во время годового отчета о выполнении государственного бюджета Республики Армения за 2009 год // Правительство Республики Армения // URL : http://www.gov.am/ru/speeches/1/item/3014/ (дата обращения 25.04.2011)

[21] Министерство Энергетики Республики Армения //URL: http://www.minenergy.am/en/en/investment-projects/hydro-energy/123-2010-09-29-20-49-34(дата обращения 25.04.2011)

[22] Возведение самой мощной на Южном Кавказе ГЭС начнется в апреле // РИАНОВОСТИ // http://eco.rian.ru/business/20110114/321464107.html

[23] Иран, двусторонние отношения // Министерство Иностранных Дел Республики Армения//URL: http://www.mfa.am/ru/country-by-country/ir/ (дата обращения 25.04.2011)

[24] Iran Armenia sign agreement on establishment of power plants 19 March 2007 // http://president.ir/en/ 3594

[25]Строительство железной дороги Иран – Армения // Информационный Портал РЖД //URL : http://www.rzd-partner.ru/news/2010/09/13/358046.html (дата обращения 25.04.2011)

[26] Премьер-министр принял Министра иностранных дел Исламской Республики Иран// Правительство Республики Армения // URL : http://www.gov.am/ru/news/item/5022/(дата обращения 25.04.2011)

[27] President calls for more cooperation between Iran, Armenia to promote peace and security 18 September 2011 http://president.ir/en/30311

[28] Armenia, Iran sign five agreements Iran and Armenia have signed five documents for cooperation and memoranda of understanding (MoU) on the sidelines of President Mahmoud Ahmadinejad’s visit to Armenia. 23.12.2011 http://president.ir/en/33266

[29] Ahmadinejad Iran Armenia to continue regional cooperation 14 April 2009 http://president.ir/en/15804

[30] Iran, Armenia presidents emphasize expansion bilateral, regional and international ties 23.12.2011 http://president.ir/en/33264

[31] President in a meeting with the Prime Minister of Armenia: Regional states can keep security together 26 October 2010 http://president.ir/en/24906

[32] President: Iran is ready to transfer its experiences to Armenia 23 May 2010 http://president.ir/en/22050

[33] Ibid.

Опубликовано: журнал «Регион и мир» № 1, 2012

[fblike]

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top