online

Дворянский костюм эпохи Петра I

Наша среда online — В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.

Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.

Смена форм костюма не прошла гладко.

Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.

С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа — завитой парик — и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

Русский костюм петровского времени Отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр. И только немногие щеголи, как Меньшиков, осмеливались надевать более пышные и дорогие костюмы. Новые формы быта, новые нормы поведения был сформулированы в книге «Юности честное зерцало».

И.Н.Никитин. Портрет графа Гавриила Ивановича Головина, 1720-е годы

И.Н.Никитин. Портрет графа Гавриила Ивановича Головина, 1720-е годы

В составе мужской одежды было множество предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчато-бумажных тканей, что служило толчком для развития текстильной промышленности. Начальник Посольской канцелярии, президент Коллегии иностранных дел, один из наиболее приближенных к Петру людей, одет в коричневый с широкими обшлагами двубортный кафтан на сиреневой подкладке, отделанный петлями из золотого позумента и большими золотыми пуговицами. Коричневый камзол украшен узким позументом и мелкими пуговицами. Из-под камзола видна белая рубашка, белый шейный платок повязан узлом. Через плечо андреевская лента, на груди на голубом банте орден Белого Орла.

Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, 1722

Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, 1722

В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи. На плечах золотистая, подбитая горностаем мантия.

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х - начало 1730-х

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х — начало 1730-х

Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования прочно вошли в быт. Веяния моды распространились на все возрастные категории: дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Изображенный на портрете Каравакка мальчик одет в зеленый шитый золотом кафтан, зеленый с золотой каймой камзол, белую кружевную рубашку, белые чулки с черными подвязками и черные туфли. На голове пудреный парик с черным бантом.

Р.Н.Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой. Между 1721-1724 г.г.

Р.Н.Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой. Между 1721-1724 г.г.

Строганова одета в коричневое узорное платье с белыми кружевами, расшитое на груди жемчугом и драгоценными камнями и коричневую, шитую серебром и золотом шубу с темным мехом по борту и рукавам. В ее туалете просматривается стремление сочетать привычные традиционно-русские черты и европейские нововведения. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Голову украшает узорный кокошник, выполненный по типу старинных головных уборов с обильными украшениями и одновременно напоминающий вошедший в моду европейский фонтанж. На груди приколот медальон с портретом Петра I.

Неизвестный художник. Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Между 1722-1727 годами

Неизвестный художник. Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Между 1722-1727 годами

Постепенно мужской костюм изменился, стал более коротким. «Венгерское платье» сменили прилегающие кафтаны и камзолы, основные элементы европейского «платья саксонского, немецкого или французского». Новыми эстетическими идеалами стали изящество и утонченность. П.А. Толстой, государственный деятель, дипломат, сенатор, одет в темно-вишневый кафтан и камзол и белую рубашку с кружевным жабо, через правое плечо перекинута Андреевская лента.

Р.Н.Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова. Между 1721-1724 годами

Р.Н.Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова. Между 1721-1724 годами

Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны», представляющие собой нечто среднее между привычным московским платьем и европейским вариантом одежда.. Неизменным требованием стало отсутствие традиционных бород и ношение белого парика или напудренные волосы. На Г.Д. Строганове, крупном солепромышленнике, владельце огромных родовых богатств, «именитом человеке» надеты роскошный кафтан красного сукна, с широкими отворотами-обшлагами, обильно расшитый золотым позументом, с золотыми пуговцами. На голове пудренный парик, под левой рукой шляпа. Гаргуди белое кружевное жабо и медальон с портретом Петра I в бриллиантовой оправе .

К.Б.Растрелли. "Восковая персона" Петра I. 1725 год

К.Б.Растрелли. «Восковая персона» Петра I. 1725 год

«Восковая персона» Петра I создана скульптором К.Б. Растрелли после смерти императора. На фигуре, сделанной из дерева и воска, надет его праздничный костюм, исполненный в 1724 году ко дню коронации Екатерины I при ее участии. Камзол, кафтан, штаны, пояс с портупеей сшиты из светло-голубого шелкового репса и украшены богатым шитьем серебряной нитью. Костюм дополняют галстук, кружевная манишка из фламандского гипюра, алые чулки, вязанные из шелковой нити, кружевные брыжжи на рукавах из батиста, подвязки и башмаки. Через плечо перекинута голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного, на груди вышита звезда ордена.

Неизвестный художник. Портрет А.Я.Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Не позднее 1715 года

Неизвестный художник. Портрет А.Я.Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Не позднее 1715 года

Анастасия Яковлевна Нарышкина, жена первого санкт-петербургского коменданта, согласно указу об одежде, в официальных случаях должна была строго следовать моде. Она одета в зеленовато-серое платье с большим красным воланом на подоле, подпоясанное желтым кушаком с жемчужными кистями. На голове фонтанж — головной убор, вошедший в моду во Франции в середине XVII века и названный по имени фаворитки Людовика XIV мадмуазель Фонтанж. В России фонтанж нашел распространение в начале 1700-х годов. Девочки одеты в яркие парчовые платья, на голове у одной из них убор из страусовых перьев. Прически дам петровского времени, постепенно усложняясь и становясь выше, превратились в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.

И.Г.Таннауер. Портрет княжны Александры Александровны Меншиковой. 1720-е годы

И.Г.Таннауер. Портрет княжны Александры Александровны Меншиковой. 1720-е годы

Женское платье, которое с течением времени стало более сдержанным по цветовой гамме и утратило орнаменты и широкие оборки, включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье — робу, надетую на каркас из корсета и фижм. Дочь губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова одета в платье из серебристой парчи, на ней красная мантия, подбитая горностаем, на груди на голубом банте медальон с портретом Петра I.

Неизвестный художник. Портрет принцессы Софии Шарлоты. 1710 год

Неизвестный художник. Портрет принцессы Софии Шарлоты. 1710 год

XVIII столетия явилось веком расцвета французской косметики. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Дурным тоном считалось, если дамы не использовали румяна. Шарлота Христина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, жена старшего сына Петра, царевича Алексея, одета в красное платье-робу, отделанном по вырезу белым кружевом. На плесах красный плащ, подбитый горностаем. Алые румяна, наложенные на лицо, подчеркивают изнеженную белизну кожи.

 

Использованы материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru) и книги: Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века,М.: Просвещение, 1970.

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top