online

Дворянский костюм эпохи Павла I

Наша среда online — Последние годы XVIII столетия… Что предпочитают носить женщины? Во Франции, тогдашней законодательнице моды, продолжают бушевать революционные страсти. Стало быть, и мода, проникающая оттуда, той же, казалось бы, окраски, проста и органична? Это платья с высокой талией, большим декольте с обилием складок на спине, переходящих в шлейф. Под грудью перехват тонким пояском.

Под платьем из легких льняных или хлопчатобумажных тканей струились волны белых рубашек, а самые рисковые дамы игнорировали их и поддевали одно лишь тонкое белье, к тому же и телесного цвета. «Не можете представить себе, что это за прелестные сорочки: как наденешь на себя да осмотришься, так-таки все насквозь и виднехонько!» — встречаем упоминание о такой «просвечивающей» моде в «Записках» у современника Пушкина, некоего С. П. Жихарева.

В России, лицезрея эту простоту, именно так ее и воспринимают — как революционную. Тем более что этот самый модный силуэт так и назывался — «шемиз» («chemi’se»), то есть «рубашка».

Степан Щукин. Портрет Павла I. 1797

Степан Щукин. Портрет Павла I. 1797

Виц-мундир императора Павла I.
Российский император, в одежде подражая прусскому королю Фридриху Великому, носил простой виц-мундир — темно-зеленый, однобортный с двумя рядами пуговиц, с низким воротником красного сукна и аксельбантом, шляпу черную треугольную без всяких украшений. Кафтан суконный зеленый с красным отложным триповым (сорт бархата) воротником. На обшлагах — по две серебряные нашивки. Шляпа с плюмажем, золотым позументом, петлицей и кокардой. Перчатки лосиные с крагами. Ботфорты лакированные, со стальными шпорами.

Боровиковский В. Л. Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны, детей Павла I, 1797

Боровиковский В. Л. Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны, детей Павла I, 1797

 

Детский дворянский костюм.
В одежде европейского покроя никак не учитывались возрастные особенности. Для совсем маленьких детей шили короткие курточки и пристегивали к ним длинные штанишки. Мальчики носили обычную мужскую одежду и парики, а при парадном костюме имели также шляпу и шпагу. Одежда девочек полностью повторяла наряды взрослых дам, что хорошо видно на многочисленных портретах дочерей императора Павла I.

Орденский костюм великих князей.

Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет великих князей Александра и Константина, около 1796

Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет великих князей Александра и Константина, около 1796

В XVIII существовал особый вид парадного туалета — орденский костюм, в котором кавалеры ордена должны были появляться при дворе в орденский праздник. В таких костюмах изображены сыновья Павла в орденских костюмах. Александр Павлович одет в костюм ордена св. Андрея Первозванного, который составляет длинная бархатная зеленая епанча, украшенная серебряными шнурами и кистями, белый супервест с золотым галуном и бахромою, черная шляпа из бархата с бело-красным плюмажем и Андреевским крестом на узкой голубой ленте. В. к. Константин Павлович — в облачении ордена св. Александра Невского, который состоит из красной бархатной епанчи, подбитой белою тафтою, с серебряным глазетовым крагеном — накидкой на плечи.

Боровиковский В. Л. Портрет П.Н.Дубовицкого, 1800

Боровиковский В. Л. Портрет П.Н.Дубовицкого, 1800

 

Панталоны, фрак, мужской дворянский костюм.
Значительные изменения в конце XVIII века претерпел мужской костюм, который в последней четверти столетия испытал все более ощутимое влияние английской моды, более рациональной и демократичной по сравнению с французской. Французские кафтаны остались только в парадном придворном костюме в гардеробе сановников екатерининского времени. Их постепенно вытеснили сюртук и фрак, на протяжении всего XIX столетия играющие ведущую роль в мужском костюме и изменяющиеся лишь в деталях. На смену коротким штанам-кюлотам приходят длинные панталоны. Фраки первоначально шили из сукна ярких тонов, которые впоследствии сменились темными. В моде были батистовые шейные платки.

Пётр Семёнович Дрождин. Портрет купчихи в кокошнике, 1796

Пётр Семёнович Дрождин. Портрет купчихи в кокошнике, 1796

 

Платье, народный стиль.
На протяжении всего XVIII века купцы, мещане, ремесленники носили одежду преимущественно традиционного покроя. Приверженность к старой одежде диктовалась условиями быта и обычаями. Богатые горожанки — жены чиновников, купцов, зажиточных ремесленников, предпочитали в одежде народный стиль

Боровиковский В. Л. Портрет Е.Г.Тёмкиной. 1798

Боровиковский В. Л. Портрет Е.Г.Тёмкиной. 1798

 

Платье-туника, женский дворянский костюм.
В павловское время в моду вошли большие вышитые шали, которые модницы набрасывали себе на плечи. На портрете изображена дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, которую современники считали очень похожей на отца. Ее светлое платье-туника, вышитое золотой нитью и перевязанное голубым поясом, дополняет контрастная по цвету алая шаль.

 

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. 1794 (1797)

Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. 1794 (1797)

Платья-рубашки с высокой талией, женский дворянский костюм.
В 1790-годы вошли в моду доходящие до пят тонкие платья-рубашки с высокой талией и поясом под грудью, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфельки без каблуков с завязками вокруг икр. Дамское платье в целом стало по виду напоминать античные одежды. Мария Ивановна Лопухина одета в простое белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. Скромность ее наряда противостоит декоративной пышности парадных портретов елизаветинской и екатерининской поры.

 

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графа Павла Александровича Строганова, 1790-е

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графа Павла Александровича Строганова, 1790-е

Редингот — мужской дворянский костюм.
Верхней одеждой, первоначально предназначавшейся для верховой езды, прогулок и путешествий, служил редингот, родиной которого, так же как и фрака, являлась Англия, где он назывался reding coat, то есть одежда для верховой езды. Его шили из сукна, бархата, плюша, на теплой подкладке, часто с несколькими воротниками, лежащими на плечах и предохранявшими от непогоды, но встречался фасон и со стояче-отложным

Боровиковский В. Л. Портрет князя А. Б. Куракина. 1081-1802

Боровиковский В. Л. Портрет князя А. Б. Куракина. 1081-1802

Фрак — английского фасона, мужской дворянский костюм.
У мужчин вошел в моду кафтан английского фасона — фрак. Он не застегивался на груди и имел сзади длинные узкие фалды. Князь А.Б. Куракин изображен на портрете в ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями. Пристрастие к ним определило его прозвище в свете — «бриллиантовый князь». Облегающий фрак с высоко скошенными полами из золотисто-желтой парчи и кюлоты из этой же ткани, орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Боровиковский В. Л. Портрет Е.И.Неклюдовой, 1798

Боровиковский В. Л. Портрет Е.И.Неклюдовой, 1798

Шиньон, чепец, головные уборы женского дворянского костюма.
В допетровской Руси замужние женщины не появлялись с непокрытой головой. Требования нового этикета и одежда европейского полкроя обусловили украшение женщин разнообразными прическами, форма которых изменялась в течение столетия. Дамы нередко пользовались накладными шиньонами, и спрос на них был столь велик, что по всему государству расходились указы о покупке у крестьянок длинный волос. Поверх прически надевали род чепца из белого кружева или газа, как изображено на портрете.

Источник: school-collection.edu.ru

 

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top