online

Дворянский костюм эпохи Елизаветы I

Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. Художник Иван Яковлевич Аргунов, 1760 г.

Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. Художник Иван Яковлевич Аргунов, 1760 г.

Детский дворянский костюм первой половины 18 века.

Маленькая Лиза Стрешнева изображена как взрослая дама. На ней платье-роба, глубокий вырез окаймлен рюшем из кружев. Корсаж распашного лифа украшен спереди декоративными бантами из алой атласной ленты. В портрете трогательно сочетаются нарядность костюма и неумение девочки представить его должным образом. Костюм построен на контрастном сочетании ярких цветов нарядных деталей.

Портрет Петра Борисовича Шереметева, художник Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Портрет Петра Борисовича Шереметева, художник Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Жюстокор — мужской дворянский костюм.

Тип мужского костюма, сложившийся в начале XVIII века, с некоторыми изменениями в пропорциях и деталях, просуществовал до 1780-х гг. В середине столетия изменились детали: рукава стали короче, кафтан и камзол застегивались только на талии. Предводитель московского дворянства, коллекционер и меценат камергер П. Б. Шереметев одет в кафтан и камзол — жюстокор, который свободно ниспадает от уровня груди. Отвороты рукавов украшены декоративными пуговицами и петлями. Жилет обычно доходил до колен. Костюм украшен широкой золотой каймой. Через плечо — лента ордена белого орла, на шее голштинский орден святой Анны.

 

Портрет Михаила Савича Яковлева. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756 г.

Портрет Михаила Савича Яковлева. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756 г.

Кафтан, камзол, тканые золотым шелком. Первая половина 18 века.

Елизаветинская эпоха отличалась пристрастием к узорчатым тканям. В сохранившихся описях гардеробов этого времени упоминаются платья из золотого и серебряного травчатого штофа, атласа и гризета различных цветов, тафты однотонной и узорчатой, бархата, шелка с вышивкой. Сын Саввы Яковлева, владельца сибирских железных дорог и ярославских мануфактур одет в красный кафтан и камзол, тканые золотым шелком. Костюм дополняют кружевные манжеты и манишка.

 

Портрет секунд-майора кирасирского полка Г.Ю. Лесли. Художник Георг Гроот, 1749 г.

Портрет секунд-майора кирасирского полка Г.Ю. Лесли. Художник Георг Гроот, 1749 г.

Колет — мужской военный костюм.

В рамках петровских преобразований военный костюм в России был также заменен на европейский и в дальнейшем развивался в соответствии с изменениями моды. На портрете секунд-майор кавалерии изображен в лосином (из толстой замши) колете, обшитом по воротнику, бортам и обшлагам золотым галуном. Камзол и обшлага — синие. Парик тщательно причесан по моде середине XVIII века.

 

Портрет Сары Фермор. Художник иван Яковлевич Вишняков, 1749 г.

Портрет Сары Фермор. Художник иван Яковлевич Вишняков, 1749 г.

Корсаж -детский дворянский костюм, первой половины 18 века.

Широко распространился тип парадного женского платья, состоящего из сильно затянутого корсажа, так называемого «шнурования», с большим декольте, без рукавов. Юбка, первоначально круглая в плане, к 1730-м годам расширяется в боках, приобретает овальную форму и долго сохраняет этот причудливый силуэт. Размер фижм на парадных туалетах иногда достигал полутора метров. Девятилетняя Сара-Элеонора Фермор изображена как взрослая дама — в бальном платье из парчи с плотно облегающим по линии плеч, груди и талии лифом и широкой каркасной юбкой — панье.

 

Портрет офицера артиллерии. Неизвестный художник, 1750 г.

Портрет офицера артиллерии. Неизвестный художник, 1750 г.

Мужской военный костюм, первая половина 18 века.

Офицер на портрете одет в красный мундир с золочеными пуговицами с черными бархатными лацканами и обшлагами. Шейный знак особого рисунка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. В руке трость, бывшая неотъемлемым атрибутом офицерского костюма.

 

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1743 г

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1743 г

Парадное платье императрицы Елизаветы I.

Наделенная от природы изяществом, молодая императрица Елизавета Петровна превратила свой двор в ежедневную демонстрацию модных новинок Европы. Она настолько любила наряды, что после ее смерти в её гардеробе было обнаружено 15 тысяч платьев «частью один раз надёванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шёлковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч и проч. Более сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».

 

Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756

Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756

Свадебное платье, женский костюм.

Фасоны женского платья середины столетия, навеянные событиями культурной, светской и политической жизни, отличались только деталями. Использование шелков с растительными орнаментами или геометрическими узорами, вышивки канителью и блестками становятся отличительной чертой елизаветинской эпохи. Дама на портрете Вишнякова изображена в свадебном наряде. Роскошное белое платье расшито золотистыми и коричневыми цветами и листьями, наряд дополняет бриллиантовая диадема на гладко причесанных волосах.

 

Портрет купца Гулфа. Художник Георг Каспар Преннер, 1753

Портрет купца Гулфа. Художник Георг Каспар Преннер, 1753

Шитый золотом кафтан, камзол — мужской костюм первой половины 18 века.

Мужской костюм елизаветинской поры отличался большой красочностью. Ткани мужского и женского платья были однотипны: парча, бархат, узорный шелк с вышивкою. Мужские сорочки пышно отделывается кружевом на манжетах и высоких жабо. Шейные платки из белого полотна или батиста туго бинтуют шею, применяется тонкое кружево на тюлевой основе с узором. На портрете шитые золотом алые кафтан и камзол оттеняет завитой пудреный парик и завязанный вокруг шеи белый шелковый шарф с кистями, повязанный в виде галстука.

 

Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Юбка на каркасе, женский костюм.

В середине столетия дамы носили юбку на каркасе — панье или фижмах, специальном приспособлении из ивовых прутьев, тростника, китового уса или плотной ткани. Неизменным спутником модниц XVIII стали веера. Они изготовлялись из страусовых перьев, из дерева с росписью, из серебра, из шелка, из пергамента. Статс-дама В.А. Шереметева изображена в серебристом парчовом платье с каркасной юбкой, На груди у нее приколот портрет императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовой оправе. В руках она держит изящный веер.

 

Использованы материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru)

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top