online

Дворянский костюм эпохи Александра I

В.Л.Боровиковский. Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских, около 1814 года

В.Л.Боровиковский. Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских, около 1814 года

Наша среда online — В начале 19 века эволюция мужского и женского внешнего облика соотносилась с процессом становления менталитета дворянства. Костюм постепенно становился европейским и светским, но в нем присутствовали национальные пристрастия. Вместе с изменением духовного мира дворянина менялась и стала значимой символика костюма: оттенки цветов, отделки и аксессуары. Костюм представителей первого сословия стал более индивидуален, выражал психологический облик человека. Исследователи отмечают, что дворянская мода в Москве была ярче, пестрее, индивидуальнее, она отличалась как отсутствием запретов на европейские новинки ввиду удаленности двора, так и приверженностью к традициям.

Как же одевался молодой русский дворянин в начале XIX века? Романтики в одежде поубавилось. В России появляются сюртук и редингот. Носят панталоны. А фрак с его взлетающими крыльями становится и вовсе повседневной одеждой. Носить его молодежь умела с некоторым шиком, но достойно. Его фалды диктовали и сам характер ходьбы. Особенно же часто приходилось вспоминать о них, когда доводилось садиться в коляску, бричку, тарантас или линейку.

Заказывая фраки, предпочитали цветные шерстяные ткани. Носили их со светлыми панталонами, на штрипках. Сшить фрак было великое искусство, носить — не меньшее! Элегантности в силуэте придавала чуть-чуть завышенная талия. Воротник полустойки плавно переходил в отвороты, вырезанные края которых походили на ласточкин хвост. Узкие рукава с манжетом должны были доходить до середины ладони. Но, пожалуй, самое сложное было — «построить» грудь. Ее подбивали слоем ваты с большим мастерством. Так что хорошо сидящий фрак был редким и дорогим приобретением.

О пластичности форм, линий и силуэтов этого костюма упоминали многие писатели — Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, В. А. Соллогуб.

«…Он был одет прекрасно. Темный коричневый фрак с таким же бархатным воротником придавал довольно неуклюжему телу какую-то особенную щеголеватость. Шею обвязывал длинный черный шарф с пестрыми узорами, небрежно приколотый двумя булавками, с висячими камешками от Стора и Мортимера. Жилет темный, вышитый шелком и с гранатовыми пуговицами.

На жилетке цепочка, перехваченная жемчугом. Сапоги, как зеркало. Шляпа, как сапоги. Наконец, завитые виски и желтые перчатки довершали его очаровательность» (Соллогуб В. А. Беллетристические сочинения).

Фрак и все сопряженное с ним — цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки — были своеобразным эталоном гражданской одежды XIX века, как мундир — одежды военной.

Если в XVIII веке силуэты одежды русских дворян определяла роялистская Франция, то начало XIX ознаменовалось английским дуновением. Исключение, пожалуй, составляли платья покроя «шемиз».

Практичные и расчетливые англичане преуспели в пропаганде своей моды достаточно оригинальным образом. Что чаще всего читают люди? Газеты. Что из прочитанного более запоминается? Имена. Вот они и произвели названия имен модных одежд от известных имен английских актеров, политиков и т. д.

Так появились «спенсер», «боливар» и «каррик».

Итак, «дендизм» надолго очаровал русское дворянство, оказавшись достаточно демократичной модой. Подобный облик мог приобрести и крез с деньгами, и юноша со скромным достатком, и даже помещик-однодворец.

А как выглядел русский денди? Он был одет в белую рубашку со стоячим крахмальным воротником, причем воротник предпочитал, особенно щеголеватый молодой человек, высокий и не в меру тугой, даже получивший шутливое название «vatermorder», то есть «отцеубийца». Поверх рубашки надевался короткий пестрый жилет. Кстати, люди несколько гротескового склада характера умудрялись эпатировать, надевая одновременно несколько разнообразных жилетов.

Из чего только не шили жилеты, чтобы они становились броскими! Например, носили и двухцветные жилеты. Или сплетенные из узких шелковых лент синего и желтого цвета. Из узорного шелка и бархата, атласа и даже парчи.

К жилету подбирался и галстук. Имел он вид шарфа и обвязывался вокруг шеи. Соответственно и назывался halstuch, то есть шейный платок. Щеголи имели обыкновение упражняться в самых разнообразных способах его завязывания.

Носили длинные до сапог панталоны, которые поддерживались подтяжками, а снизу штрипками. И наконец, казалось бы, такая мелочь, как пуговицы, подбиралась самым тщательным образом. Они могли быть медными, латунными, фарфоровыми и даже из драгоценного камня или металла.

В более прохладную погоду надевался так называемый редингот (от англ.«riding» и «coat», то есть «одежда для верховой езды»). С годами этот редингот, своего рода пальто, в несколько измененном виде превращается в каждодневную одежду — сюртук.

Шили сюртуки в талию, а полы доходили до коленей. Единственное, что роднило это степенное одеяние с легким крылатым фраком, это рукава — точно такие же, как у последнего.

Непременным атрибутом русского денди была высокая английская шляпа с узкими полями.

Дж.Доу. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1828.

Дж.Доу. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1828.

Вот некоторые примеры моды того времени:

1. Однобортный редингот, женский дворянский костюм.

Разновидностью верхней одежды был однобортный редингот. Рединготы шились из шерстяных или хлопчатобумажных тканей и отделывались бархатом и атласом. Зимние рединготы были стеганными на вате или подбиты мехом. Картина Дж.Доу представляет императрицу Елизавету Алексеевну на прогулке в Царскосельском саду. Императрица одета в редингот, силуэт которого повторяет модный силуэт платьев с высокой талией. Костюм дополняют шаль, украшенная вышивкой и бахромой, белые перчатки и шляпа с пышными перьями.

Дж.Доу. Портрет Великой княгини Анны Павловны, наследной принцессы Оранской, 1824-1825 гг.

Дж.Доу. Портрет Великой княгини Анны Павловны, наследной принцессы Оранской, 1824-1825 гг.

2. Парадный костюм великой княгини, начало 19 века.

После 1805 года женское платье укорачивается, юбка становится уже, исчезают свободно падающие складки. Парадные костюмы богато декорируются вышивкой, часто с применением золотой и серебряной нити. Шерстяные и шелковые шали украшались цветной орнаментальной каймой, вышивкой, бахромой. Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I, представлена на портрете в красном платье с завышенной талией, отделанным золотой тесьмой. Короткая юбка открывает ноги до щиколоток. В руках Анна Павловна держит синюю шаль, украшенную цветной вышивкой.

И.И.Олешкевич - Портрет молодой женщины. 1810-е

И.И.Олешкевич — Портрет молодой женщины. 1810-е

3. Платье с высокой талией, женский костюм, начало 19 века.

В начале XIX века в моде по-прежнему «античные» туалеты. Женщины носят платья, сшитые из тонких тканей, с высокой талией, короткими рукавами и прямой юбкой с отделкой, окаймляющей подол. Неотъемлемой частью туалета были шарфы и шали. Требовалось особое умение носить шаль, драпироваться в нее и даже исполнить танец «па де-шаль». Представленная на портрете молодая женщина одета в белое платье с высокой талией. На плечо наброшена красная шаль с цветной каймой.

А.П.Брюллов. Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной, 1922-1826

А.П.Брюллов. Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной, 1922-1826

4. Платье с длинными рукавами оформленными «эполетами».

К концу 1820-х годов в костюме появляется все больше декоративных элементов. Становятся модными рукава фасона «фонарик» и узкие длинные, иногда украшенные в верхней части так называемым эполетом или жокеем, а иногда двойные — сочетающие короткий рукав «фонарик» и как бы выходящий из него нижний узкий длинный рукав. Появляется юбка новой формы — прямая спереди и присборенная сзади, поддерживаемая изнутри валиком-рулом, в который вшивается вата. Увеличивается количество поперечной отделки по низу. Ряды такой отделки, заполнявшей нижнюю четверть юбки (подчас и всю ее треть), составлялись из цветочных гирлянд, букетов, вырезанных фестонами и зубцами оборок и т.п. На портрете А.П. Брюллова мы видим княгиню Наталью Степановну Апраксину, сидящую на балконе, на фоне итальянского пейзажа. Наталья Степановна одета в белое платье, длинные рукава которого вверху оформлены «эполетами». Акцент в оформлении платья сделан на нижней части юбки.

Дж.Доу. Нарышкина Мария Яковлевна с детьми Львом, Сергеем и Александрой, 1823

Дж.Доу. Нарышкина Мария Яковлевна с детьми Львом, Сергеем и Александрой, 1823

5. Платье с низким декольте и короткими рукавами-фонариками на манжетах.

Несмотря на сохранение пропорций платья, характерных для классического стиля, применение дорогих плотных тканей в эпоху ампира меняет пластику костюма, придает ему большую монументальность и торжественность. Супруга обер-гофмаршала действительного камергера, члена Государственного Совета Кирилла Александровича Нарышкина, Мария Яковлевна Нарышкина изображена на портрете в платье из красного бархата с низким декольте и модными короткими рукавами-фонариками на манжетах. На ногах — белые атласные туфли на небольшом сплошном каблучке в виде утолщенной подошвы, с узким длинным носком.

И.Смирновский. Портрет дамы в белой шали, 1810.

И.Смирновский. Портрет дамы в белой шали, 1810.

6. Платья плотного шелка, женский дворянский костюм, начала 19 века.

Глубокий вырез платья прикрывали шемизеткой — прозрачной вставкой (манишкой), которая украшалась фестонами и рюшами. Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. На даме, изображенной на портрете работы И.Смирновского, надето белое платье, вырез которого прикрыт прозрачной шемизеткой с рюшами. На плечи дамы наброшена шаль, на голове — шляпка, украшенная шелковыми лентами.

Карл фон Залес. Екатерина Павловна, королева Вюртембергская, 1819. (Фрагмент)

Карл фон Залес. Екатерина Павловна, королева Вюртембергская, 1819. (Фрагмент)

7. Портрет Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской, в гостиной

Платья шьют из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью и блестящими пайетками. В таком платье представлена на картине К. фон Залеса Екатерина Павловна, четвертая дочь императора Павла I, любимая сестра императора Александра I.

А.Молинари. Портрет князя Б.В. Голицына

А.Молинари. Портрет князя Б.В. Голицына

8. Редингот со стояче-отложным воротником, мужской дворянский костюм, первая половина 19 века.

Верхней мужской одеждой, первоначально предназначавшейся для верховой езды, прогулок и путешествий, служил редингот, родиной которого была Англия, где он назывался reding coat («одежда для верховой езды»). Часто рединготы шили с несколькими воротниками, лежащими на плечах и предохранявшими от непогоды. Встречался фасон со стояче-отложным воротником. На портрете работы А.Молинари изображен князь Борис Владимирович Голицын, принимавший участие в Бородинском сражении и умерший от полученных ран в 1813 году. Он послужил Л.Н. Толстому прототипом образа князя Андрея Болконского в романе «Война и мир». Б.В. Голицын изображен в темном сюртуке, светлых панталонах в обтяжку, светлом жилете и жабо из гофрированного батиста. Дополняют костюм черные сапоги со складками у щиколоток и шляпа-цилиндр.

Карл Беггров. Дворцовая набережная у Эрмитажного театра, 1824 (Фрагмент)

Карл Беггров. Дворцовая набережная у Эрмитажного театра, 1824 (Фрагмент)

9. Фрак с высоким воротником, мужской дворянский костюм, первая половина 19 века.

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) фрак с высоким воротником. Его носят со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Дополняет костюм высокая шляпа с небольшими загнутыми с боков полями. Изображенный на акварели К.П. Беггрова кавалер прогуливается вдоль набережной Невы в коричневом фраке, коричневом жилете, белом галстуке и светлых брюках со штрипками, которые, проходя под каблуком башмака, не давали штанинам собираться в складки на ногах. На голове кавалера — цилиндр в загнутыми полями, в руках трость. Рядом с кавалером идет дама в платье с высокой талией, шляпке-капоре и с красной шалью на плечах.

Франсуа Кинсон. Портрет Софии Петровны Свечиной, 1816 г.

Франсуа Кинсон. Портрет Софии Петровны Свечиной, 1816 г.

10. Шемизетка с рюшами, женский дворянский костюм, начала 19 века.

В период Отечественной войны 1812 года в России начинается патриотическое движение. Дамы носят платья «на русский манер», подражая старинному сарафану и рубахе. В таком «русском» наряде изображена на портрете Софья Петровна Свечина, жена генерала Николая Сергеевича Свечина.

 

Источники: д.и.н. М.В.Короткова, russify.ru, school-collection.edu.ru

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top