online

Дмитрий Димидюк. Вопрос коронации и генеалогической принадлежности Василия I Македонянина к династии Аршакидов

ИСТОРИЯ

Монета с изображением императора Василия I Македонянина (около 883 года)

Монета с изображением императора Василия I Македонянина (около 883 года)

«Наша среда online» — Одной из проблем византийской генеалогии остается происхождение Василия I Македонянина. В историографии до сих пор нет единой точки зрения по данному вопросу. Шотландский византинист Джордж Финлей выступает за славянское происхождение василевса, опираясь на арабские источники (Finlay G. History of the Byzantine Empire from DCCXVI to MLVII / George Finlay. – Edinburgh, 1853. – P. 271–272). Популярной является армянская версия о происхождении Василия І, поддерживаемая американским историком Тимоти Грегором (Gregory T. A History of Byzantium / Timothy E. Gregory. – Malden, 2010. – P. 242–243) и ирландским – Джоном Бьюри (Bury J. A History of the Eastern Roman Empire, from the Fall of Irene to the Accession of Basil I, A.D. 802–867. / John B. Bury. – London, 1912. – P. 165), хотя они и не признают аршакидское происхождение императора. На сегодня популярной является и теория российского историка Александра Васильева о смешанном (славяно-армянском) происхождения василевса, ведь Фракия (область, где родился Василий) была густо заселена не только греками, но и славянами та армянами, что позволяет предполагать, что будущий василевс происходил из смешанной семьи (Васильев А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии / Александр Васильев. – СПб, 1902. – Т.2. – C. 6–7).

Не развивая далее дискуссии о происхождении василевса, перейдем к нашему основному вопросу. Во второй половине IX в. происходит политическое ослабление Арабского халифата. Это способствует тому, что армянская знать (нахарары) и армянский царь (ишхан) пытаются получить независимость от Халифата, что и было сделано в 885 г. (Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по прозванию [XI в.] / [пер. с арм. Н. Эмина]. – М., 1864. – С. 107–109). В то же время, продолжается арабо-византийское противостояние на востоке Малой Азии, где Василий І проводит ряд успешных военных кампаний против арабов (Васильев А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии – C. 41–46, 63–64).

Именно в таких условиях появляются первые дипломатические контакты между Арменией и Византией. Вардан Великий, армянский хронист XIII в. пишет, что эти связи касались коронации Василия І, как потомка Аршакидов. Хронист описывает ситуацию следующим образом: «От императора Василия [в 876 г.] пришел с большими дарами евнух Никита просить у Ашота корону на том основании, что епископ таронский, Вахан, уверял Василия в том, что он Bacилий происходит из рода Аршакуни, ибо мать его была армянка… Василий желал, чтобы Багратуни возложил на него корону, что Ашот Багратуни и исполнил» (Всеобщая история Вардана Великого [XIII в.] / [пер. Н. Эмина]. – М., 1861. – С. 109). Следует отметить, что Ашот Багратуни (885-890) – первый царь независимого Багратидського царства. Во времена Великой Армении, династия Багратидов была венценосным родом, то есть имела право короновать армянских царей (Аршакидов).

Арам Тер-Гевондян, армянский историк, позволяет себе верить в эту историю, аргументируя ее тем, что отправив корону в 876 г. Армения заручилась поддержкой Византии и получила негласного союзника. Благодаря этому хитрому дипломатическом ходу, Василий получил верного союзника на Кавказе, в борьбе против арабов (Тер–Гевондян А. Армения и Арабский халифат / Арам Тер–Гевондян. – Ереван, 1977. – C. 237–238).

Если сведения о аршакидских корнях Василия І мы находим в греческих источниках (Продолжатель Феофана. Жизнеописание царей [Х в.] / [пер. с. греч. Я. Любарского]. – СПб., 2009. – С. 140–141), а в армянских хрониках (Киракос Гандзакеци. История Армении [XIII в.] / [пер. Л. Ханларян]. – М., 1976. – С. 78.) даже о его происхождении из Армении, то вышеуказанная история о коронации василевса описана лишь одним автором – Варданом Великим (Всеобщая история Вардана Великого [XIII в.]. – С. 109.). Современник и сподвижник Ашота I – католикос Армении Ованес Драсханакертци, в своем произведении «История Армении», ничего не упоминает о коронации Василия І. Более того, он ничего и не говорит о его армянских корнях (хотя это могло быть связано с какими-то другими причинами). Отношения двух правителей автор описал лишь несколькими предложениями, вспомнив о армяно-византийском союзе в 887 г. (Ованес Драсханакертци. История Армении [Х в.] / [пер. с арм. М. Дарбинян–Меликян]. – Ереван, 1986. – С. 119). Заметим, что греческие источники тоже не дают нам никаких сведений об этом важном историческом событии.

Следует вспомнить тезис известного английского историка Арнольда Тойнби, который говорил, что Византийская империя теоретически не могла вступать ни с какими странами в международные отношения, потому что весь цивилизованный мир входил в состав самой Империи (Юзбашян К. Армянские государства епохи Багратидов и Византия IX–XI вв. / Карен Юзбашян. – М., 1988. – C. 78). Это мнение поддерживает армянский историк Карен Юзбашян (Юзбашян К. Армянские государства епохи Багратидов и Византия IX–XI вв. – C. 77–80), который отмечает титулярное превосходство ромейского императора над своими соседями, в том числе и над армянским царем, который был его «любимым сыном» (Ованес Драсханакертци. История Армении [Х в.]. – С. 119).

Учитывая тогдашний церемониал и внешнеполитическую доктрину Византии считаем, что армянский ишхан (царь Ашот I) просто не мог короновать императора, который был титулярно старше его. Стоит обратить внимание и на простую арифметику – прошло почти 500 лет от падения династии Аршакидов и доказать факт родства было практически невозможно.

Российский исследователь Яков Любарский (Продолжатель Феофана. Жизнеописание царей [Х в.]. – С. 140–141) и чешский византинист Фрэнсис Дворник (Dvornik F. The Photian Schism: Historyand Legend / Francis Dvornik. – Cambridge, 1948. – P. 164) считают, что историю происхождения Василия от рода Аршакидов придумал Константинопольский патриарх Фотий. Свои выводы они делают из показаний произведения «Житие Игнатия», где автор Х в. (возможно, Никита Пафлагон) пишет, что Фотий, находясь в изгнании, хотел вернуть расположение Василия І, поэтому и придумал фальшивую генеалогию императора, чтобы показать, что он происходит из армянской царской династии, а не из крестьянского рода (Treadgold W. A Historyofthe Byzantine Stateand Society / Warren Treadgold. – Stanford, 1997. – P. 455–457).Заметим, что эта идея понравилась императору, ведь в 877 г. Фотия восстановили в должности Патриарха (Jenkins R. Byzantium: TheImperial Centuries, AD 610–1071 / Romilly Jenkins. – Toronto, 1987. – P. 190–197).

Достоверно неизвестно откуда взялся мотив о коронации Василия I и его аршакидских корнях в армянских источниках XII-XIII вв. Возможно, армянские историки позаимствовали эти мотивы у греческих хронистов. Только Вардан Великий усовершенствовал свой рассказ, добавив историю о коронации армянским царем византийского императора. Венчание собственной короной иностранного правителя свидетельствует о тесных контактах между государствами, где армянский царь находился в формальной зависимости от василевса (как на самом деле это и было). В то же время, этот рассказ лишний раз демонстрирует непрерывную преемственность армянской государственности со времен Аршакуни к тогдашним Багратидам, тем самым еще раз подтверждая относительно сильные права последних на получение армянского престола в конце IX в.

Считаем, что история о коронации Василия I и его аршакидских корнях есть выдумкой из–за ряда вышеперечисленных причин. Заметим, что вопрос о происхождении и месте рождении Василия І и далее остается дискуссионным. Считаем, что эта проблема требует отдельного глубокого исследования и анализа всей имеющейся источниковой базы.

 

ДМИТРИЙ ДИМИДЮК

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top