online

«Бронзовые» песни Нунэ Туманян

Мы дали обет и верны мы обету.
Нас тьма окружает и беды нас бьют,
Но дорог нам свет и пробьемся мы к свету.
Пусть душные тучи дышать не дают!
Огнем и мечом, и потоками крови
Судьба нас пугала, глядела черно, —
Ни славы у нас, ни покоя, ни кровли,
Но чистое светится наше чело.
Изодрано в клочья священное знамя,
Родная страна, как чужая страна,
Сурово глядит, как идем мы, не зная,
Какая нам завтра беда суждена.
Пусть рок не допустит увидеть победу
И в сумраке грозном ни проблеска нет —
Мы дали обет и верны мы обету,
Взыскуя лишь света и веруя в свет.

(Ованес Туманян. Наш обет. Перевод Б. Ахмадулиной)

Есть писатели, которым суждено сыграть особую роль не только в истории родной литературы, но и в духовной жизни своего народа. В их творчестве со всей глубиной и ясностью запечатлевается национальный характер, прошлое и настоящее народа, его страдание и его самые высокие идеалы и стремления. В армянской литературе таким художником стал Ованес Туманян. Еще при жизни его называли “Поэтом всех армян”. И сегодня популярность его велика; произведения пользуются любовью не только в Армении, но и далеко за ее пределами. Он писал о своем народе, но это не может не найти отклик в любом сердце. Читая в детстве сказки Ованеса Туманяна, я совершенно не могла предположить, что с его правнучками сведет меня жизнь.

Нуне Туманян

Нуне Туманян

Знакомству с этим художником я обязана Интернету – я прочитала о биеналле в Италии, состоявшемся в Равенне, и увидела работы победителя – Нуне Туманян. Я ничего не знала о ней, и когда прочитала ее лист в фейсбуке, не могла поверить: маленькая молодая женщина, интересная, очень живая, с очень мягким и добрым лицом и теплым общим обликом. Я не могла понять – кто она, раз из ее головы рождается такое, тонкие, умные, такие глубокие философски вещи. Как, когда она успела так много о жизни постичь, о самой ее грустной сути? Я не спрашивала – откуда в ней любовь и доброта, это понять легко и вообще возможно. Я спрашивала – откуда такая мудрость… Нуне Туманян — маленькая, хрупкая, очень женственная, словно маленький воробышек, с недюжиным, неженским умом и опытом в глазах – настоящая армянская Эдит Пиаф. Песня ее жизни выражена в бронзе, но от этого она не становится ни менее звонкой, ни менее пронзительной, горячей, трогательной и щемящей… Хочется сказать: скульптор – профессия не женская… А какая женская? Кто лучше и чище выразит душу народа, чем она? Нуне говорит о себе, что даже не почувствовала, как выбрала скульптуру: «Наверное, такой родилась!» Она не думает, что быть скульптором – это для мужчин, ибо чувство прекрасного, ощущение объема, цвета у женщин развито не меньше, чем у мужчин. Просто у женщины по сравнению с мужчинами, чуть меньше времени на собственное творчество, ибо сама семья – их основное творчество. А в выборе профессии важнее всего любовь к тому, что делаешь. Когда делаешь свое дело с любовью, уже ничто не кажется ни необычным, ни сложным…

Нуне не любит говорить. Ее нужно суметь услышать, прежде всего, в ее творчестве. В ее работах ярко выделяются базовые мотивы:

1) Тема Вечной Женственности. Во все века, в любые времена, в совершенно любых широтах сложна жизнь женщины – слишком много на ее плечах. Она и дочь, и мать, и жена, и о чести дома составляют представление во вне, прежде всего, по ней. А еще и времена все время настолько «не те», что часто перед ней просто задача – защитить свое дитя, свой дом, свою опору и продолжение, соединить долг и честь. Быть мужественной, быть сильной, и при этом оставаться собой, не потерять женскую душу. Что с такой темой делает Нуне? Первый ее рецепт – любовь: она любовно показывает вечное женское служение, с видимым почтением к нему, со знанием больших трудностей и малых радостей женского пути. Второе: понятно, мы не в раю живем – все покрыто пеплом грехопадения, и земная доля, земная жизнь – лишь бледный отсвет чистоты небесной. Как Вечная женственность – лишь отблеск Вечной Девственности. Той, что от имени рода людского однажды ответила ангелу-благовестнику «Се раба Господя, да будет мне по слову твоему», и тем прекратила первородный грех и открыла пути спасения людского рода. В глазах каждой своей героини Нуне Туманян видит свет Божией Матери и чтит его. Третье средство универсальное: юмор – каждый женский образ Нуне видит с легкой иронией. В каждой из женских скульптур отражены и «особость» характера героини, и глубокая национальная укорененность: можно увидеть – кто она, в какой семье выросла, что думает о белом свете и о себе самой. Юмор Нуне добрый, а ум – точный. Оттого так притягательны они – бронзовые, такие живые — женщины Нуне Туманян.

2) Вторая тема – тема отношений полов. Заметно, что для Нуне она особая. Можно шутить, сколько угодно, что «мужчины с Марса, женщины с Венеры», но как же трудно соблюсти в жизни грань – любви, но не растворения в партнере, верности любимому, но живой, актуальной, а не инерционной, гармонии отношений – без душевных мук, надрыва и отчаяния… Нуне – человек, твердо верящий в возможность и реальность подобной гармонии. Опыт собственной счастливой семейной жизни – прямая опора ей в этом. Каждая работа Нуне Туманян, посвященная союзу мужчины и женщины, светится таким счастьем, показывает картину такого единения, такого неслиянного единства, что поневоле начинаешь искать внутри себя сходный опыт. И – не находишь… А Нуне верит, художник зовет за собой, в уникальную собственную эмпирику. Ее видению радуешься, но собственное сознание не принимает такие возможности, ибо пишущий – маловер, а скульптор – нет).

3) Философские работы. Это сложно – практически все подобные произведения художника Нуне Туманян подчинены одной генеральной линии: человек в поисках смысла. В своих скульптурах она рассказывает нам о тяготах и соблазнах на этом пути – об увлекающем человека грехе, о выборе ложного или навязанного, не своего смысла… Эти ее скульптуры – все — останавливают нас, выдергивают из суеты, заставляют думать. Это, конечно, огромная заслуга автора: соединение эстетики и выраженных мировоззренческих посылов.

Да, Нуне Туманян – редкий самородок, от Бога талант и замечательная дочь своего народа. Она одарена ярко, самобытно. Нуне – один из самых ярких скульпторов нового поколения в Европе, она член Союза художников РА, доцент. Ее произведение «Любовь» удостоилось премии на Международной биеннале на тему «Божественная комедия» Данте в Равенне. А совсем недавно, в феврале 2014-го Нуне стала победителем Международной биеналле в Объединенных арабских эмиратах. Были представлены работы женщин из 28 стран мира, и первое место получила работа Нуне Туманян.

Супруг Нуне Туманян, Геворк Арутюнян, известный в Армении скульптор-анималист. Его произведения выставлялись в Армении, России, Объединенных Арабских Эмиратах. Он рассказал о своей любви к животным и признался, что если бы не скульптура, он наверняка бы стал зоологом. Геворк Арутюнян признался также, что бесконечно благодарен судьбе, которая свела его с удивительной творческой женщиной. Он уверен, что залог их крепкой семьи – это единое дело, схожие ценности и любовь к искусству.

Умное, самобытное творчество скульптора Нуне Туманян поднимает жизнь смотрящего на ее работы на новые, более высокие ступени его душевной жизни, открывает новые возможности постижения смыслов и ценностей. Новых творческих успехов ей!

 

Анна Медведева

[fblike]

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


  • Нунэ

    Спасибо дорогая Анна!, надеюсь когда нибудь встретимся

Top