online

Георгий Исаакян: «Не только слышать, но и — видеть»

КУЛЬТУРА

isaakyan_georgy3«Наша среда online»- Так, по замыслу организаторов уникальной в своем роде акции – Всероссийского фестиваля оперных и музыкальных театров страны «Видеть музыку», можно и нужно воспринимать мелодии, из которых составляется классическая музыка. А как это осуществимо на практике, организаторы намерены доказать и показать нагляднейшим образом.

Впрочем, доказывание уже началось: фестиваль, с ходу признанный беспрецедентным явлением в культурной жизни России – и, пожалуй, не только России,− стартовал в Москве 27 сентября. Особой значимости ему придаёт то обстоятельство, что впервые с размахом будет очерчено лицо русской музыкальной провинции – до самых, как говорится, окраин. География широкая – от Краснодара до Екатеринбурга, от Якутска до Петрозаводска. Финансовую поддержку оказывает Министерство культуры РФ; не остались в стороне и региональные власти, которые поскребли по сусекам и кое-что отыскали, несмотря на текущие сложности. деньги Министерства культуры РФ — на них все театры будут жить в Москве. Следует отметить и добрую волю московских и федеральных оперных сцен, которые принимают коллег за символическую плату.

Вдохновитель и автор идеи – видный российский режиссер, президент Ассоциации музыкальных театров России, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. Сац Георгий Исаакян убежден: оперный театр перестал быть неповоротливым и устаревшим. Опера – это больше не толстые немолодые люди,  способные разве что выйти на авансцену и повести рукой направо или налево. И опера – больше не трехчасовая пытка скукой.

В течение пяти недель, до 4 ноября, в российской столице будет показано 44 отобранных оперных и музыкальных спектакля. Причем среди участников, подчеркивает Исаакян – и такие театры, которые много десятилетий или вообще никогда не приезжали в Москву. К примеру, коллективы из Уфы. Иркутска. Махачкалы. Улан-Удэ. Георгий Исаакян надеется, что лицо российской музыкальной провинции впервые окажется явлено музыкальному социуму столь объёмно. К тому же ни один из упомянутых спектаклей в Москве практически виден не был.

—          Один из главных принципов фестиваля – нет отбора,- заявил режиссер в комментарии “Новой газете”.-  Потому что любой отбор – чей-то субъективный взгляд. Мы сказали следующее: коллеги, давайте доверять друг другу. Мы хотим увидеть то, что вы считаете самым главным своим свершением, что вы считаете своей сегодняшней художественной программой. Мы не хотим диктовать. Мы хотим услышать ваш голос. Понять, какими вы себя ощущаете. Дальше, в контексте фестиваля, возможно, акценты будут расставлены иначе. Но начнем с того, что вы считаете самым важным для себя.


О вдохновителе: Имя Георгия Исаакяна сегодня – весьма авторитетное в российском театральном мире. Он родился 7 ноября 1968 года в Ереване. В 1991 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) – факультет музыкального театра, курс народного артиста СССР В. А. Курочкина. В 1990-1991 гг. преподавал в Ереванской государственной консерватории (кафедра оперной подготовки). С 1991 года – режиссёр-постановщик , а с 1996 года – главный режиссёр Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 2010 года наш талантливый соотечественник является художественным руководителем Московского государственного академического детского музыкального театра им. Натальи  Сац. Кроме того, он возглавляет творческую мастерскую в Российской Академии Театрального Искусства.

Г.Исаакян – председатель Пермского отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, лауреат премии имени Ф. Волкова правительства России, лауреат Строгановской премии за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства.

В 2007 году газета «Культура» назвала Исаакяна «режиссёром года». Два года спустя он стал лауреатом Всероссийской театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» – за постановку оперы К. Монтеверди “Орфей”, Среди других его знаковых постановок – “Кейстут и Бирута” А. Скрябина (мировая премьера, 1993 г.), “Дон Паскуале” Г. Доницетти (1995 г.),, “Князь Игорь” А. Бородина (1998 г.), “Богема” Дж. Пуччини (2002 г.), “Один день Ивана Денисовича” А. Чайковского по мотивам рассказа А. Солженицына.(2009 г). В 1998-99 гг. на сцене Пермского театра оперы и балета был реализован уникальный проект “Оперная Пушкиниана”, продемонстрировавший высокий профессионализм Исаакяна, его смелость как художника. На этом он не остановился: в 2003, 2005, 2007 и 2009 годах по его инициативе в Перми прошли Международные фестивали «Дягилевские сезоны: Пермь–Петербург–Париж», ставшие ярким событием культурной жизни России. Виднейшие деятели культуры и искусства расценили тот оперный форум как “исторический знак вхождения Большой России в общеевропейский культурный дом”.

Российские театральные и музыкальные критики отдают должное  недюжинному постановочному потенциалу Г. Исаакяна, подчеркивая, вместе с тем, что “ему подвластны тонкая психологическая работа с актерами, высокая сценическая культура, художественный вкус, огромная трудоспособность, неординарность подходов к музыкальной драматургии, философский склад мышления, творческий поиск”. Эти качества позволяют режиссеру избегать повторения пройденного и ставить спектакли глубокие, выразительные, творя их по законам красоты.


Прослужив в Перми уже два десятилетия, Исаакян все глубже и сильнее осознаёт, что облик города фантастическим образом связан с тем, что там 150 лет существует оперный театр, который создает вокруг себя среду, атмосферу, инфраструктуру, рабочие места, целую сеть институтов. Городу органически нужны певцы, музыканты, педагоги, школы, поколения…. “Пермское хореографическое училище снабжало артистами полстраны и при этом не растворялось в структуре промышленного уральского города,- утверждает режиссер.- На спектакли приходило некое сообщество, и внутри театра ты сталкивался с совершенно другим городом, чем на улицах”. Так, по его мнению, получалось всегда. И при любом раскладе все равно понятно: Пермский театр оперы и балета формирует вокруг себя культурное пространство.

Задуманный фестиваль видится Исаакяну попыткой вернуться к таким понятиям, как “театральное братство”, “гильдия мастеровых”, “профессиональное в высшем смысле сообщество”. А несколько необычное, с точки зрения пресловутого здравого смысла,  название – “Видеть музыку” позаимствовано из диалога знаменитого композитора Стравинского и не менее знаменитого хореографа Джорджа Баланчина: Стравинский как-то сказал Баланчину, что его хореография – это попытка увидеть музыку, Баланчин же довольно резко отшутился: “Скорее, это ваша музыка – попытка услышать мой танец!”

По словам Исаакяна, в музыкальном театре они сейчас занимаются как раз таким “безнадежным делом”. “Музыка – божественное, нездешнее искусство,- говорит он,- и мы занимаемся перекладыванием гармонии на язык пространства, сцены, тела. Пытаемся увидеть музыку”.

Георгий Исаакян очень надеется, что фестиваль удастся сделать ежегодным: ведь в стране происходит множество интересного и, к сожалению, не замечаемого. Между тем,  по его мнению, именно музыкальный театр формирует среду, жизнь города: если люди имеют возможность ходить в оперу, слушать музыку, они мыслят иначе, ощущают мир по-другому, устроены гораздо сложнее, чем кажется при первом приближении. В частности, ожидается, что в следующий раз смогут приехать театры Поволжья, где, отмечает Исаакян, что ни город – то музыкальная жемчужина.

Пожелаем успеха премьерному фестивалю “Видеть музыку”, задуманному и продвигаемому усилиями нашего талантливого соотечественника. Хочется надеяться, что этот фестиваль не останется разовой акцией. А также – что умение Георгия перекладывать гармонию на язык пространства и сцены окажется замечено и востребовано и в Армении.

АШОТ ГАРЕГИНЯН,
специальный корреспондент сайта «Наша среда online»

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top