online

Армине Нерсисян. Переплетение судеб народов

Пsto_pervaya_vesna2ортал «Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне. Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Переплетение судеб народов

Армине НЕРСЕСЯН,
студентка-магистрант, 21 год

Геноцид оставил глубокий след в памяти армянского народа. Сто лет требований, сто лет стука в закрытые двери и закрытые сердца – как только хватает терпения у нашего народа?

Кажется, сама судьба привила армянам эту непоколебимую уверенность: если сегодня не отстаивать правду, завтра и отстаивать будет нечего. Эту правду кто-то обязательно перепишет, заменит на свою, как ее заменили турецкое правительство и Азербайджан. Ведь стали армянские земли турецкими? Стали. Стал армянский народ захватчиком? Стал. По истории турецкого народа, это армяне пришли в Турцию и стали завоёвывать турецкие земли, убивать и терзать их народ. Откуда турецкой молодёжи знать теперь правду? Ведь правда по сути своей – неуловимая, ускользающая материя – вот она есть, а вот и след ее простыл.

А что сделал Азербайджан? Взял и придумал себе геноцид. Придумал и вписал в свою историю новые эпизоды, сюжеты, новые цифры жертв, черным по белому вписал в их исторические книги. Можно ли тогда удивляться неустановленному диалогу между нашими поколениями? Ведь мы и молодежь говорим на разных исторических языках.

Тогда давайте придумаем геноцид и для других народов, о которых почти не говорят и чьи исторические земли, как и армянские, стали азербайджанскими. Разве знаем и вспоминаем мы талышей, татов, будухцев, хризов, хиналугов, лезгинов? Где они, веками жившие на своей родине? Ответ один: насильственно ассимилированы. То же самое хотели сделать и с нашими предками, да не вышло.

В 1915 году армяне не сразу поняли, что нужно с оружием в руках отстаивать свободу и независимость народа. Но нельзя думать, что армянское население Западной Армении покорно отдавало себя на заклание. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление превосходящим силам противника оказали армяне Шапин-Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 году – героическая страница национально-освободительной борьбы нашего народа. Моим сверстникам есть чем и кем гордиться.

Мне кажется, что каждый армянин – патриот, безумно любящий всё армянское: песни, танцы, любые проявления культуры. Если бы это было не так, разве смогли бы рассеянные по всему миру армяне сохранить язык и веру?

Тысячелетиями находясь на перекрестке караванных дорог, армяне вбирали в себя философию и культуру разных народов, что делало их сильными и толерантными. Вот уже более четырехсот лет в Иране мирно и дружественно соседствуют мусульманская мечеть и Армянская Апостольская Церковь. Более ста лет искренне и сердечно армяне выражают глубокую благодарность мусульманам всего Арабского мира, Северной Африки, Средней Азии, Северного Кавказа и Поволжья за братский приют и человеческую помощь, оказанную армянам, чудом спасшимся во время Геноцида в Турции.

А как много можно сказать о взаимообогащающей культуре, литературе, издательском деле, спорте и политике Армении и России; судьбы народов тесно переплетены, но нельзя забывать, что очень многого армяне достигли благодаря русскому языку и русской культуре, благодаря великой дружбе русского и армянского народов, дружбе, испытанной веками и войнами с общими врагами.

Историческая наука пришла к выводу, что уже в начале X века в Древней Руси существовала первая армянская община. Взаимоотношения между Россией и Арменией всегда были тёплыми и основывались на культурной, духовной и религиозной близости двух народов. И сегодня рассеянные по свету армяне взирают на Россию как на гарант стабильности на Кавказе, считают, что только благодаря усилиям России на Кавказе сохраняются мир и стабильность.

Геноцид армян – это не только история Турции и Армении, но и России, роль которой почему-то редко подчёркивается. Геноцид – это история не только преступника и жертвы, но и третьей стороны, которая за жертву заступилась. Необходимо знать, что если бы Россия не вмешалась в эту трагедию, то число жертв Геноцида выросло бы в разы. И то, что большевики получили от Ленина приказ вывести войска из Западной Армении, а Сталин отдал Карабах Азербайджану – не вина русского народа. Если копнуть историю, то мы найдем множество причин воспевать дружбу наших государств. Почти тысячу лет назад армяне потеряли свою государственность и в течение многих веков находились под властью персов и турок. В войне с Персией в 1828 года русский генерал Паскевич разбил персидские войска, и к России тогда отошли Ганжинское и Эриванское ханства с армянским населением. Таким образом, часть армянского народа была спасена от персидского ига, Восточная Армения вошла в состав Российской империи. Царское правительство и российское общество не оставались равнодушными к судьбе армян и тем или иным способом выступали в их защиту. Во время вспышек турецких зверств – с 1894 по 1918 год – в России было создано множество комитетов помощи армянам. Уже в начале Геноцида по личному приказанию императора Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых было спасено 375 тысяч армян Западной Армении.

Я всегда гордилась и горжусь своим народом. Горжусь поколением наших дедов, благодаря которому сохранилось много нравственно-духовных ценностей нашей нации, нашей древней цивилизации. Я поражаюсь их стойкому умению противостоять бедствиям, желанию жить в дружбе и любви, созидать и строить мир, противостоять войнам и насилию. В доказательство вышесказанному приведу единственный пример из жизни народа Карабаха.

После Геноцида 1915 года турецкая агрессия по отношению к армянам Карабаха, Баку и Шуши дорого обошлась народу. В 1918–1920 годах каждый пятый житель края пал в борьбе с бандами турко-мусаватистов. Более того, Карабах в интересах большевиков был пожертвован Сталиным в новообразованную АзССР. Свободолюбивому Карабаху надели оковы на целых 70 лет. Но, несмотря на все жизненные трудности, армяне Карабаха проявили беспрецедентную самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради свободы.

Прошлый век оставил множество вопросов, и возможность их решения – только в наших руках, в руках людей мира. Ни один призрак прошлого не может просто так раствориться во времени, он когда-нибудь даст ростки, а возможно, они уже появились. Нельзя закрывать на эти проблемы глаза, чтобы не совершить более серьёзных ошибок и подвести мир к новым войнам.


Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top