online

Альвина Егиазарян. Дочь возрождённого народа

sto_pervaya_vesna1Портал «Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Дочь возрождённого народа

Альвина ЕГИАЗАРЯН,
педагог, 50 лет

Мою бабушку (по маме) звали Сусанна. Она родилась в 1903 году в городе Ван в трудолюбивой дружной семье. Я помню по рассказам старших, что отец бабушки Сусанны был педагогом, видно, поэтому во мне эта тяга к педагогике. Когда начались массовые погромы армянских городов и сел, армяне Вана, не желая разделить участь своих невинно убитых соотечественников, забаррикадировали все входы в армянские кварталы города и успешно отбивали атаки турецких регулярных войск. Сусанне было 12 лет, и она помнила, как женщины взяли на себя обязанности готовить для защитников еду, перевязывать раненых, чинить и шить одежду. Ван обстреливали не только с суши, но и с кораблей озера Ван. Вся надежда была на русскую армию, которая к маю 1915 года подошла к Вану, находившемуся уже месяц в осадном положении. Истощенные, усталые люди обнимались с русскими солдатами, плакали от счастья. Когда в середине июля русские войска получили приказ оставить город, армяне оказались в западне. Это означало или оставить свой дом и отступить вместе с войском, или остаться и погибнуть, защищая дом, семью, честь. Был выбран первый путь – Ван сдали туркам без боя. Отступая, армяне и русские солдаты стали свидетелями жестокостей и зверств, учинённых турками. Однажды ночью на сонных армян напали курды. Было убито много мужчин, защищавших свои семьи, женщины и дети разбежались, а когда под утро все разбежавшиеся собрались, то оказалось, что из пяти членов семьи Сусанна осталась в живых одна. С большими трудностями с другими осиротевшими беженцами она добралась в Азербайджан, в Дашкесанский район. Так вышло, что одна местная семья приютила скромную девушку. Она не боялась никакой работы и трудилась в саду, в поле, на огороде. Так прошло целых четыре года. По соседству с семьёй, в которой жила Сусанна, жил армянин-вдовец Аветис со своим сыном. Вскоре Сусанну выдали за него замуж. От этого брака родилось трое детей: две девочки, Такуи и Воски, и мальчик Ашот. Девочка Воски стала в дальнейшем моей мамой. Аветис, оглушённый гибелью своего большого рода, рано умер от инфаркта. Сусанна была безграмотной, но очень набожной, мудрой, терпеливой и доброй. Она сумела завоевать уважение односельчан, ей всегда помогали. Вскоре она со своими детьми переехала в город Ханлар, где, работая на нескольких работах, старалась дать образование своим детям. Кошмар Геноцида остался в другой её жизни, в которой когда-то жили её родители и родные. С ними для неё погас целый мир – сильный, духовный, мудрый, верящий в доброту и милосердие. Её преследовали мучительные воспоминания о смерти родных и близких. Она была готова на любую работу, только бы выжить и поднять детей. Это была битва не только за их жизнь, это была битва за сохранение нации, будущего народа. Она, став в свои молодые годы главой семьи, смогла переступить через свою боль и дать своим детям то, что было в ней растоптано Геноцидом, – чувство собственного достоинства. Чувство, с которым живут с гордо поднятой головой. Её дети выросли хорошими и честными людьми. В них было сильно развиты чувства сострадания и доброты, любви к родине и преданности вере. Они очень любили свою маму Сусанну и часто забирали её к себе в гости. Несмотря на тяжёлое детство, голод и нищету, моя бабушка Сусанна оставалась ласковой и доброй. Мы часто расспрашивали её про родные места и родных, про изгнания и скитания. Она задумывалась, глаза наполнялись слезами и, стараясь уберечь нас от душевных ран, была немногословна:

– Когда мы уходили от турецкого ятагана, босые ноги кровоточили и болели страшно, ночью лежать на земле было холодно, приходилось вставать и прыгать, а на это не хватало сил. Всё время хотелось есть, от голода темнело в глазах.

Она обводила нас грустным взглядом и тут же начинала с благодарностью рассказывать про людей, которые ей помогали в дороге, делились последними крошками хлеба, поддерживали словами и молитвами, чтобы она не пала духом. Добрым словом она отзывалась о соседях-азербайджанцах и о своём рано покинувшем этот мир муже.

Когда в 1960-х годах началось строительство тоннеля Арпа–Севан, чтобы в озеро Севан, которому двадцать пять тысяч лет, начала поступать часть воды реки Арпа, её сын, то есть мой дядя Ашот, первым уехал в Армению, а вскоре перевёз и всю семью. Он всегда заботился о своих сёстрах и матери. Жизнь детей бабушки Сусанны сложилась хорошо. Они все получили образование, создали крепкие семьи, подарив своей маме десять внуков, а те в свою очередь подарили ей 25 правнуков. Я видела счастливые глаза бабушки, когда она встречала своих внуков и правнуков. Путая их имена, она смущённо улыбалась и говорила: какая разница, кого как зовут, главное, что вы у меня есть. Дочь изгнанного, но выжившего народа, она была очень горда тем, что выиграла битву за жизнь и дала своей нации большое потомство образованных и преданных родине детей…

 

Постскриптум.

Раз уж речь зашла об озере Севан, хочется вспомнить еще вот что. Когда началось строительство каскада Разданских ГЭС (с чем и было связано понижение уровня воды в озере), учёные обнаружили на дне озера древние захоронения, это были колесницы, бронзовые изображения Вселенной, золотые и серебряные украшения, предметы обихода и останки людей, живших в III и II веках до н. э. А самое интересное случилось потом, когда методом пластической реконструкции восстановили лица: результат всех потряс. Древние лица являли собой два основных типа – армянский и русский. Вот так-то! Русские и армяне и до нашей эры были вместе!

 

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top