online

Аида Пределе. Милосердие и защита

КАРАБАХСКИЙ ФРОНТ МОСКВЫ

«Наша среда online» — Проект «Карабахский фронт Москвы» продолжает публикацию материалов, посвящённых событиям в Нагорно-Карабахской Республике и советской интеллигенции, не побоявшейся, в трудные времена глухой информационной блокады вокруг событий в Нагорном Карабахе, поднять свой голос в защиту прав армянского населения древнего Арцаха. 

Предлагаем вашему вниманию статью Аиды Пределе, опубликованную в издании «АТМОДА» (Латвия), 27 марта 1989 года.

Милосердие и защита

В Нагорный Карабах меня пригласили неспроста. 19 февраля должен был состояться областной учредительный съезд Благотворительного общества: на состоявшихся в ряде районов и городов конференциях уже были избраны делегаты. И тем не менее съезд в запланированные сроки не состоялся. Руководство Особого комитета запретило его проведение. В условиях чрезвычайного положения в мотивации подобных действий нет никакой надобности: не нашлось, мол, помещений, вот и все.

В нынешних условиях милосердие по отношению к народу Нагорного Карабаха приобретает политический характер, это не просто милосердие по отношению к больным, одиноким или подваленным какой-то бедой людям. Это милосердие по отношению к больному, одинокому и подавленному бедой народу. Сегодня, когда в этом крае нет возможности проявлять политическую или национальную активность, милосердие впитывает в себя, объемлет собою их всех. Милосердие — и как общественная организация, и нак понятие — сегодня единственная надежда армян Нагорного Карабаха. Я ознакомилась с Уставом общества, выслушала также и менее официальные взгляды. Думается, что положенке таково: когда у народа отнято почти всe, остаются все же духовные ценности. Если, конечно, такие были. После долгих месяцев забастовок и митингов люди это, правда в принудительном порядке, но все жe поняли. При всеобщем митинговании некому заглянуть в душу народа, и, наверное, должно прийти «чрезвычайное положение», чтобы принудить, к этому. Пои невозможности другой активности остается возможности быть милосердным к себе и своему народу. Верить в будущее.

Да, именно это общество различные слои населения Степанакерта сегодня считают единственным спасением. Несколько вечеров я провела вместе с интеллигенцией города — музыкантами, учителями, артистами. Встретила и одного из совсем немногих христиан. Каждый из них смотрит на милосердие «со своей колокольни», порой наши взгляды на это движение были весьма различными, кое-кто выкашивает далеко идущие планы, имеющие мало общего с милосердием. И тем не менее нельзя без уважения относиться    к  их стремлению при помощи Благотворительного общества возобновлять и поддерживать старинные народные традиции, способствовать развитию языка — ведь многие армяне в Степанакерте плохо говорят по-армянски, даже читать на родном языке не умеют. Возникла идея развивать народную музыку и народное искусство, приобщать людей к гуманитарному образованию, в котором нашлось бы место и для истории Нагорного Карабаха, и для национальных традиций.

Однако сегодня главное направление деятельности Благотворительного общества — позаботиться о тех приблизительно десяти тысячах армянских беженцев, которые теперь обитают в Степанакерте в весьма тяжелых условиях. Я побыаала в этих семьях. В комнате общежития, предназначенной для четырех обитателей, — по восемь, десять человек. Многие не имеют работы, а значит, и средств к существованию. Этих людей прогнали из благоустроенных жилищ в родных селах, дома их сожжены, близкие — поруганы, а то и убиты. Где этим людям искать справедливость? Одну за другой они посылают в Москву телеграммы — непосредственно Михаилу Сергеевичу Горбачеву или Раисе Максимовне. Одному из пострадавших, человеку весьма почтенного возраста, я обещала рассказать о его судьбе, вернувшись домой, в Латвию. Семья Амбарцумян из села Физуль, десять человек. Их дом разграблен и сожжен. Соседи азербайджанцы, с которыми вею жизнь ладили, с наступлением темноты били окна, камень попал и в моего собеседника. В телеграмме, которую он послал в Москву, говорится; «… нашей семье не на кого больше положиться, некому верить. Мы многократно обращались в местную милицию, а там над нами потешаются, мол, убирайтесь…». В селе Физуль 130 армянских домa. Они разграблены, многие — сожжены. Одна из дочерей Амбарцумяна, учительница, однажды в 7-м классе была встречена выкриками: долой армян! Да здравствуют наши сумгаитские герои!

Десятки подобных историй можно услышать в Степанакерте. Выход из этого положения найти будет трудно, потому что армяне требуют одного: отдайте Карабах Армении, и мы будем счастливы! У азербайджанцев иная точка зрения: признайте Карабах нашим и позвольте нам здесь жить.

Пусть простят меня активисты Благотворительного общества, но, на мой взгляд, одной лишь благотворительностью этим людям не помочь. Жители Сумгаита не раз собирали пожертвования для беженцев, особенно в начальный период «смутного времени». Приносили горячую пищу детям, одежду, бытовые предметы. Однако вскоре, по словам активистов, осознав масштабы беды, поохладели. Даже многие из прогрессивно настроенных местных жителей стали проявлять недовольство в связи с потоком беженцев, из-за которого иссякли и без того небольшие запасы продовольствия. Кроме того, беженцы являли собой конкурирующую рабочую силу. А когда приходится в чем-то отказывать самому себе, чужая беда быстро забывается.

Народу Нагорного Карабаха необходимы благотворительность и милосердие. Они нужны не столько беглецам (на мой взгляд, ПРАВИТЕЛЬСТВО должно НЕМЕДЛЕННО возместить беженцам ущерб, помочь материально, предоставить жилье и работу), сколько самому народу. В условиях обоюдной — как со стороны азербайджанцев, так и со стороны армян — жестокости необходимо очищающее пламя. Затрудняюсь сказать, какова будет роль общества, но сам народ, благодаря инстинкту самосохранения, уже понял, что зло не может быть знаменем справедливости.

Нас от Степанакерта отделяют несколько тысяч километров, однако наши народы близки. У нас общие мечты и чаяния — свобода наших народов и их будущее.

 

АИДА ПРЕДЕЛЕ

«АТМОДА», 27 марта 1989

 

Все материалы проекта «Карабахский фронт Москвы»

Свои предложения и замечания Вы можете оставить через форму обратной связи

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Будем признательны за материальную помощь нашему проекту, которую можно сделать через:

систему денежных переводов PayPal

— или форму «Яндекс Деньги»:

 

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top